Ленивый язык у ребенка
Содержание
Как в домашних условиях научить выговаривать букву «Р»?
По мнению специалистов, звук «р» является самым сложным для произношения. Не стоит паниковать, если ваш карапуз только недавно стал выговаривать первые фразы. Речевой аппарат малышей ещё находится в стадии становления и развития.
Но в случаях, когда прошла уже пара лет с того момента, как чадо начало активно болтать, необходимо заострить внимание на проблеме.
Своевременную помощь способен оказать квалифицированный логопед, но постановка звука — это процесс, занимающий не один день и требующий постоянной тренировки.
Почему дети испытывают затруднения с произношением «р»?
Взрослым людям кажется, что разговаривать — это просто, а крохи только учатся управлять органами речи, и произношение ряда звуков для них сопряжено с определёнными трудностями. Существуют причины, в соответствии с которыми назначается тип коррекции:
- Физиологические особенности строения языка
Слишком короткая подъязычная уздечка не позволяет языку доставать до неба. Существует медицинское лечение посредством подрезания уздечки и логопедические методы, основанные на упражнениях для её растяжения.
- Нарушение фонематического слуха
Фонематический слух позволяет улавливать звуковые вибрации и правильно говорить слоги и слова. Основным проявлением нарушений является дислалия — путаница и ошибки в произношении.
- Наличие людей с дефектами дикции среди близкого окружения
Малыш воспроизводит услышанное, не подозревая, что это неверный вариант.
- Малоподвижность артикуляционного аппарата
Эту проблему часто называют «ленивый язык», она может быть вызвана слабостью мышц или длительным использованием сосок. Чтобы заставить язык работать, применяют специальные упражнения.
- Физиологические особенности дыхания
Некоторые заболевания сосудов и сердца, простуда, насморк, аденоиды способны влиять на дыхание. В этом случае после консультации с медиками назначается логопедическая гимнастика.
При нарушении функции смыкания зубов необходимо обратиться к детскому ортопеду.
Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, нужно проконсультироваться со специалистами, чтобы выявить наличие или отсутствие медицинских и физиологических проблем.
Упражнения для детей и советы для родителей
Для успешной тренировки аппарата речи необходимо следовать советам логопедов:
- Занятия должны быть регулярными и ежедневными.
- Разминка проводится в игровой форме.
- Основное правило логопедии — постепенность. Звук «р» учатся произносить в три этапа:
- Отдельный звук.
- Простые слоги.
- Слова и скороговорки.
1) Разминка для губ:
- Складываем губки трубочкой и держим их в таком положении.
- Широко улыбаемся и замираем.
Продолжительность каждого действия — 10 секунд.
2) Упражнения для подвижности языка:
- Дотягиваемся кончиком языка до носа.
- Высунув язык как можно сильнее, качаем им вверх и вниз.
- Улыбаемся и водим языком по поверхности зубов.
- Помещаем указательный палец под язык малыша и просим подвигать из стороны в сторону.
3) Упражнения для правильной постановки языка во рту:
- Произносим слова, в которых «р» следует после «т» или «д». Например: трактор, дракон, друг, трамвай.
- Проговариваем слова с двумя «р».
4) Упражнение для правильного произношения «р»:
- С широко открытым ртом поём длинный звук «за-а» и одновременно водим пальцем под языком из стороны в сторону.
- Учимся грозно рычать (долгое «р-р-р»).
- Ударяя языком о верхние зубы, отрывисто и с выдохом произносим: «д-д-д».
- Кладём пальчик под язык, водим вправо-влево и говорим: «ж-ж-ж».
5) Игры для правильной артикуляции:
- «Лошадка». Цокаем языком, касаясь верхнего нёба. (15–20 раз).
- «Прикуси язык». Улыбаясь, слегка покусываем язычок. (8–10 раз).
- «Прогоняем комара». Кладём язык между губами и выдуваем воздух, заставляя его дрожать. (20 секунд).
- «Иголка». Высовываем язык, сделав его узким, и держим 10 секунд.
- «Змейка». Покусываем вытянутый вперёд язык.
- «Шарик». Надуваем и сдуваем щёки.
- «Варенье». Улыбаясь, облизываем верхнюю губу.
Результаты достижимы только при ежедневных занятиях в течение 15–20 минут. Преподносите все действия в виде игры или развлечения. Не нужно увеличивать длительность тренировок — это не принесёт результатов, но может настроить ребёнка против упражнений.
Выполняйте задания совместно с малышом, показывая на собственном примере, как правильно делать. Бывает, что первый звук получается уже через пару дней, а иногда приходится ждать несколько месяцев. Но не стоит злоупотреблять занятиями, если они не дают эффекта.
Лучше посетить логопеда для получения новых рекомендаций.
В случае положительных сдвигов стоит переходить к слогам и чистоговоркам:
1)
ра-ра-ра-рак
ра-ра-ра-рама
ро-ро-ро-рог
ры-ры-ры-рыба
ру-ру-ру-руки
2)
ро-ро-ро — едем на метро
ар-ар-ар — вот воздушный шар
ра-ра-ра — летняя пора!
ор-ор-ор — крашеный забор
эр-эр-эр — марширует офицер
ыр-ыр-ыр — мы купили сыр
На следующем этапе происходит проговаривание предложений и скороговорок:
1) Рая моет рамы. Ромин папа — рыбак. Рая ходит на рынок.
2) Рукавицы у Романа вывалились из кармана,
Почему же наш Роман не положит их в карман?
На дворе зима давно
Руки мёрзнут всё равно.
Другие примеры можно прочитать в печатных пособиях или отыскать в интернете. На своих занятиях логопеды применяют такие же приёмы. Если у вас нет желания постоянно посещать кабинет специалиста и выкладывать при этом круглую сумму, приступайте к работе над решением проблемы, не теряя времени.
Понравился материал?
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Логопедический массаж
Существуют термины “ленивый язык” и “ленивые губы”, которые считаетсяпричиной невнятной речи. На самом деле, язык и губы не ленятся, а не могутрасслабиться и поэтому не могут быть легко подвижными. Четкая речь – этоспособность быстро напрягать и расслаблять разные мышцы артикуляционногоаппарата.
Снятие ненужного напряжения в мышцах лица и тела может значительно иглавное сразу улучшить речь и голос. Сегодня я расскажу, как избавиться отэтого напряжения.“Голосовая система” имеет три уровня: лицо, гортань (включает язык, онкрепится к гортани) и диафрагму.
Напряжение скопившееся в любом из этих отделовмешает голосу звучать, комкает речь и отнимает от сказанного важность.Упражнения перечисленные ниже, это часть из того, что я собрал занимаясь случшими коучами по постановке речи и голоса, которая пригодна длясамостоятельного обучения. 1.
Приоткройте губыЭто упражнение снимает напряжение с мест, где оно часто прячется – челюстныхмышц, мышц вокруг рта и глаз (когда рот открыт, мы перестаем щуриться иморщиться). Приоткрытые губы — это самое легкое упражнение, но оно работает.Оно расслабляет все мышцы лица, напрямую или косвенно.
Фотографы просят девушек приоткрыть рот для придания их имиджу большейсексуальности и чувственности. С открытым ртом девушки не только выглядятсексуально, они выглядят более расслабленными, а значит более привлекательными.
2. “Фыркающая лошадь”
Еще одно эффективное упражнение для губ, ведущее к расслаблению всего лица.Сомкните губы вместе и слегка подайте их вперед, держа их вместе по внутреннейстороне. Сделайте выдох с вибрацией губ. Дайте губам повибрировать, каквыдыхают воздух лошади в мороз (при этом они качают головой, вам это делать необязательно).
Упражнение снимет напряжение с нижней части лица (напряженныегубы не могут вибрировать, а значит вам придется их расслабить), а так же даетвам почувствовать границы губ, чтобы не прилагать излишних усилий для ихсмыкания во время речи.
Хороший боксер не уворачивается от удара на пол метра, он уходит на 10 — 15 сантиметров,этого как раз достаточно чтобы удар противника не достал его. Так он можетбыстрее перейти в контратаку и не тратит лишних сил на увертывание. Подобнобоксеру, излишние усилие при смыкании губ будет вам только мешать.Говоря звукиБ, П, М вам нужно просто сомкнуть и быстро разомкнуть губы, для этого надочувствовать их границы и они должны быть расслаблены.
3. “Радист”
Закройте ладонями уши и сделайте небольшие круговые движения, массируяголову в области ушей. В этой области головы часто скапливается многонапряжения.Во избежание атаки сзади нашим животным предкам приходилось держать уши востро.
“Уши в остро” — это не просто старомодное выражение, это описаниеситуации, когда во время стресса у нас наблюдается спазм мышц вокруг ушных раковин.
Сегодня многие люди уже утратили способность шевелить ушами, но те, кто этомогут делать даже немного, должны научиться расслаблять эти мышцы.
Упражнения на расслабление гортани
4. “Зевающий лев”Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения сых связок. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, какможете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменениемтональности.
Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание— это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, котораяконтролирует ые связки.
На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка — это манераповедения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать.Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.
Вспомнитезевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь междуоткрытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).
5. Пение буквы «М»
Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцыгортани крепятся к ым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Выпрочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох(читайте пункт номер 9).Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служитьнебольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.
Упражнения на расслабление диафрагмы
Если диафрагма напряжена, она рефлекторно передает напряжение в ыесвязки и голос звучит слабым. Мышцы лица и губы пытаются взять всю нагрузку насебя, компенсируя плохую работу нижней части «ой системы» и говорящийначинает выглядеть неествественно, он или она как будто кривляются.
Результат –или сильная потеря дикции или избыточная мимика и потеря доверия. Безрасслабленной, свободно двигающейся диафрагмы голосу не хватает “поддержки”.
Диафрагма для речи — это как корни для дерева и пренебрегать ее ролью в работенад своим голосом, тоже самое что хотеть чтобы цветы в доме росли, но при этомне поливать их.
6. “Пузатик”
Лягте на спину. Положите одну руку на грудь, другую на живот. Ваша задачапри каждом вдохе поднимать руку на животе, при выдохе опускать ее. Рука нагруди должна оставаться неподвижной. Чем чаще и дольше вы делаете это упражнение,тем больше правильное дыхание переходит в привычку.
Когда упражнение закончено,делайте тоже самое в вертикальном положении, стараясь наполнить воздухомпереднюю стенку и бока живота, но ни в коем случае не поднимайте при дыхании ниплечи, ни грудную клетку.Дышите животом, как это делают младенцы. До 3х лет дети еще не осознаютмнение о себе их окружения и дышат естественно — животом. Они даже на виднапоминают маленьких пузатиков.
Затем этим детям уже хочется выглядеть красивои подтянуто… и подтяжка, конечно, происходит в области диафрагмы. С этих пор внашу жизнь входит само-навязанное напряжение и его следствие слабый голос инечеткая дикция. Плохой дикцией и слабым голосом обычно страдают боксеры ибодибилдеры из-за их привычки задерживать дыхание.
Дышите животом и работающая на всю амплитуду диафрагма не просто придасткрасоты вашему голосу, но и расслабит вас в целом.
7. “Дрожь земли”
Ноги на ширине плеч, руки и голова свободно висят вниз, глаза закрыты, животвыпячен вперед в полном расслаблении. Начните делать частые с небольшойамплитудой вибрационные движения в коленях. Еще лучше подойдет вибрационнаямашина (платформа, которая сильно и часто дрожит).
Сотрясение всех клеток телазаставляет вас чувствовать очаги напряжения в теле, потому что напряженныеклетки и расслабленные вибрируют по-разному. Польза двойная: 1. Вы понимаетекакая часть тела у вас напряжена и можете осознанно ее расслабить илипрепятствовать дальнейшему напряжению 2. Напряженные мышцы расслабляются отвибрации сами.Это упражнение является секретным и продвинутые спикеры делают его закулисами. Выдающийся спикер Тони Роббинс всегда стоит на вибрационной машине ипрыгает на маленьком батуте за кулисами перед своими выступлениями (батут,кроме преимущества от вибрации, поднимает уровень его энергетики при первомконтакте с людьми после выхода из-за кулис).
Поперечно полосатые мышцы (как бицепс и трицепс например) при этом входят вприятный тонус, а гладкая мускулатура (мышцы ых связок и гортани)расслабляются.
8. “Выйдите из туалета”
Перестаньте задерживать дыхание в любой ситуации. Не кряхтите и не тужьтесь.Напряжение копится и часто, чтобы избавится от него надо просто перестать егонакапливать. Выдыхайте всегда легко и свободно. В детстве у меня был друг, который позднее закончил наркотиками, тюрьмой исейчас его уже нет. Что я отчетливо помню, так это то, что он постояннокряхтел.
Полагаю, кроме неправильного трактования мира и невзвешенных решений,черту в его жизни подвела простая вещь — он просто не мог справится снапряжением, которое он накапливал каждый день своей жизни, когда ему нужнобыло дышать — он не умел расслаблять диафрагму и искал выход хроническомунапряжению. Да, все бывает так просто, как в фильме про доктора Хауза.
9.
Делайте выдох дольше
Во время выдоха весь организм “впадает в спячку”. Во время выдохасердцебиение медленнее, чем во время вдоха на 10-20%, а иногда и медленнее.Врачам знакомо такое понятие, как аритмия у спортсменов, когда замедлениеработы сердца при выдохе превышает допустимые границы.
Вспомните наставлениявашего тренера: “Выдох должен быть вместе с усилием!” чтобы сглаживать нагрузкуна системы организма.В нашем организме есть две нервные системы: симпатическая (напрягающая) ипарасимпатическая (расслабляющая).
Выдох выключает напрягающую симпатическуюнервную систему и активизирует расслабляющую парасимпатическую (речь идет онапряжении гладкой мускулатуры – сосудов, кишечника, а не поперечно полосатой –бицепса или трицепса).
Если же вы, наоборот, будете осознано делать вдох дольше, а выдох резким икоротким, то ваше артериальное давление повысится а частота сердечныхсокращений увеличится, что введет вас в состояние напряжения и стресса. Скореевсего вы так и делали до того, как вошли в состояние перенапряжения, но только неосознанно.10. Лежите на лопатках на болстере для йоги
Болстер — это мешок с мягким содержимым, который напоминает свернутое врулон одеяло. Его диаметр 15 – 20 см. Лягте на него лопатками и закиньте руки в стороны ивверх.
Это упражнение растянет мышцы груди, живота и рук (растянутые мышцы немогут быть напряженными) и самое главное – растянет диафрагму, которая будетпосылать сигналы спокойствия всему телу при каждом вдохе и выдохе.
Организмбудет прислушиваться к себе и успокоится от своего же дыхания. Дышите, каквсегда, животом.
11. Дыхание через одну ноздрю
Поочередно подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую. Врежиме нехватки кислорода организму приходится снижать свою жизнедеятельность иуспокоение будет навязано вашему мозгу и телу, даже если он изначально хотелрвать и метать.
12. Бег
Мое любимое упражнение. Помогает достичь здорового, равномерного тонуса втеле с одновременным расслаблением мышц лица, гортани (ых мышц) идиафрагмы. Настоятельно рекомендую сочетать с прослушиванием аудиокниг, чтобы“общаться с умным человеком” пока бежишь.Обильная оксигенация (насыщение кислородом) всех тканей организма питаеттело невидимым “топливом” (кислород нужен для работы мышц и систем) изаставляет мозг рождать новые идеи во время и после пробежки. Ускоряя кровоток,бег выводит токсины из мышц и систем. Кроме того, здоровая вибрация во времябега указывает организму на очаги напряжения и он сам от них избавляется. Изминусов, бег противопоказан тем, кого беспокоят боли и дискомфорт в суставах. «,»author»:»»,»date_published»:null,»lead_image_url»:»https://lh3.googleusercontent.com/proxy/nWZSW0h9ordjp3aIqUASt34VTIHLzxf492rfFlWvzb5heSAWgNxHlF9AyorGg1laWbkN_gozPX8tyHT8kqC-YPw=w1200-h630-p-k-no-nu»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://logoped10.blogspot.com/p/blog-page_16.html»,»domain»:»logoped10.blogspot.com»,»excerpt»:»12 ÑпÑажнений на ÑаÑÑлабление Ð´Ð»Ñ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑи и голоÑа СÑÑеÑÑвÑÑÑ ÑеÑÐ¼Ð¸Ð½Ñ âленивÑй ÑзÑкâ и âленивÑе гÑбÑâ, коÑоÑÑе ÑÑиÑаеÑÑ…»,»word_count»:1562,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}
Массаж для языка для детей в домашних условиях: видео гимнастики и специальных занятий
Речевое развитие у детей протекает по-разному. Первые навыки малыш получает в кругу своей семьи. Задачей родителей является обеспечение условий для развития фонетико-фонематической стороны речи.
Как правило, ребенок, который плохо владеет речью, имеет низкую успеваемость. Это не всегда говорит об его умственных способностях. Возможно, он стесняется недостатков своей речи или не может правильно сформулировать мысль. Устранить дефекты речи поможет массаж и речевая гимнастика.
Симптомы гипертонуса языка у детей
Под гипертонусом артикуляционных мышц подразумевается чрезмерное напряжение лица, неба, языка и губ. Один из симптомов повышенного тонуса – поджатые губы, независимо от того, бодрствует малыш или спит.
При открытии рта заметно, что язык напряжен, плотно прижат к небу или слишком вытянут вперед. Из-за того, что спинка языка упирается в небо, звуки имеют назальный оттенок. Ребенок не может полностью повернуть голову и широко открыть рот из-за напряжения в области губ.
Симптомы гипертонуса верхней губы – это слегка приоткрытый рот и чрезмерное слюноотделение. Когда губы растянуты и прижаты к деснам или сжаты, как трубочка, и слегка приподняты, кажется, что малыш постоянно улыбается. В таких случаях у детей присутствует проблема с произношением букв «О» и «А».
Причины гипертонуса
Существует немало причин, из-за которых появляется гипертонус лицевых мышц у детей. Наследственность, родовая травма, аномальная беременность, проблемы психического развития, нарушение речевого аппарата – это лишь часть распространенных причин. Помимо перечисленных проблем, повышенный мышечный тонус появляется вследствие заболевания матери или ребенка:
- проблема с эндокринной или сердечно-сосудистой системой в период вынашивания плода;
- врожденная патология младенца или хромосомная аномалия;
- гемолитическое заболевание у ребенка;
- гипоксия плода;
- порок спинного или головного мозга;
- проживание в экологически неблагоприятном регионе;
- сильный стресс, физическое или психическое перенапряжение женщины во время беременности;
- резус-конфликт;
- чрезмерная нервная возбудимость;
- сильный токсикоз;
- употребление алкоголя, наркотических веществ и курение матери;
- инфекционные болезни у малыша или его мамы во время беременности.
Диагностические мероприятия
Чтобы определить, есть ли у ребенка гипертонус лицевых мышц, необходимо пройти обследование. При первых признаках патологии родителям следует проконсультироваться с педиатром, который после осмотра направит малыша к невропатологу, психологу, дефектологу и логопеду. Иногда рекомендована нейросонография (УЗИ исключит или подтвердит наличие патологии в головном мозге).
Окончательное заключение может быть сделано только после выводов специалистов. Если у ребенка диагностирован гипертонус, нельзя пропускать плановые медицинские осмотры. Патология нередко сопровождается нарушениями общего развития и рефлексов.
Что делать?
Чтобы наладить работу мышц и двигательную активность, рекомендуется артикуляционная гимнастика. Делают ее регулярно по несколько раз в день. Занятия полезны для всех детей, они улучшают подвижность речевого аппарата, способствуют правильному положению языка и губ и, соответственно, чистому произношению.
Для устранения речевых дефектов у детей также производится массаж языка. Оптимальным возрастом для начала занятий считается 2–3 года, а в возрасте 4–5 лет, помимо массажа и гимнастики, рекомендованы специальные речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная зарядка применяется для укрепления и развития речевого аппарата. Благодаря ей язык, небо, губы и челюсти работают слаженно. Она включает целый ряд упражнений – их задача состоит в том, чтобы наладить работу артикуляционных органов, сделать их более сильными и подвижными, обеспечить нормальное положение языка и научить ребенка произносить звуки правильно.
Малыши 2 лет достигают вершины речевого развития и способны воспроизводить звонкие и глухие звуки, а до 4-летнего возраста ребенок учится произносить Л, С, Й и Э. Если в произношении присутствуют ошибки, гимнастика поможет ребенку 2–4 лет говорить правильно, а начиная с 5-летнего возраста – устранить дефекты речи. Гимнастика заключается в таких упражнениях:
- ребенок открывает ротик и на несколько секунд фиксирует положение;
- с закрытыми челюстями ребенок широко улыбается;
- кончиком язычка кроха проводит поочередно по верхней и внешней части зубок;
- малыш рисует язычком на небе различные фигурки.
Массаж языка и губ
Массаж языка облегчает правильное воспроизведение звуков ребенком. Он нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц, увеличивает амплитуду их движений и улучшает координацию органа. Процедура проводится логопедом от 10 до 15 раз. Длительность сеанса составляет 10–20 минут. Существуют различные виды массажа:
- классический – язык поглаживают, растирают, разминают;
- точечный – массажируются биологически активные точки, где сосредоточены нервные окончания;
- аппаратный – производится при помощи вакуумной и вибрационной техники.
При желании родители могут делать массаж в домашних условиях самостоятельно, предварительно ознакомившись с техникой по видео. Дети постарше выполняют процедуру собственноручно. Стоит отметить, что массаж противопоказан, если ребенок простужен, болеет стоматитом, конъюнктивитом, гингивитом или у него увеличены лимфатические узлы.
Прежде чем приступить к выполнению процедуры, важно, чтобы малыш расслабил область шеи, нижнечелюстного и плечевого отделов – тогда язык будет расслаблен. Движения во время массажа необходимо выполнять от корня к кончику органа. Лучше всего массаж делать в лежачем положении, подложив под голову малыша валик. Процедуру проводят, выждав, как минимум, пару часов после приема пищи.
В домашних условиях массаж можно делать пальцами или при помощи зубной щетки. Техники выполнения массажа представлены в таблице.
Массаж губ | Массаж языка пальцами | Массаж зубной щеткой |
Два пальца устанавливают поочередно справа и слева над верхней губой и совершают круговые движения | Большой палец размещают над языком, а указательный и средний – под ним. Язык без усилия трут с обеих сторон поочередно | Слева направо щеткой на языке рисуют зигзагообразную дорожку |
Аналогичные движения повторяют по центру над верхней и под нижней губой | Процедуру повторяют, но растирающие движения теперь осуществляют по спирали | Теперь на поверхности языка делают круговые движения |
Легкое пощипывание вокруг губ | Далее слегка хлопают по всей поверхности органа и мнут мышцы языка | От корня к кончику органа щеткой ставят точки |
Каждое упражнение делают около 2–3 раз | Орган сжимают по бокам | Похлопывают всю поверхность языка |
— | В завершение язык слегка пощипывают и массируют уздечку | Точечными движениями проходятся слева, по центру и справа языка |
— | — | Повторяют круговые движения. |
Специальные упражнения
Упражнения бывают двух видов: статические и динамические. В первом случае необходимо зафиксировать язык на 7–10 секунд, а во втором – двигать (виды упражнений представлены в таблице). Эффективность артикуляционных упражнений зависит от следующих правил:
- зарядку выполняют регулярно;
- упражнения делают перед зеркалом;
- главное – качество, а не количество повторений;
- начинать нужно с простых задач, постепенно переходя к более сложным;
- гимнастику проводят в игровой форме, но при этом следят за правильным выполнением упражнений.
Статистические | Динамические | ||
Лопатка | Открыть ротик как можно шире, язык расслабить и положить на нижнюю губу | Тик-так | Открыть рот и улыбнутся, кончиком языка поочередно касаться уголков губ |
Гриб | Плотно прижать язычок к небу и открыть ротик | Качели | Протягивать язык то к носу, то к подбородку |
Хобот | Губки сомкнуть и вытянуть вперед | Стук копыт | Плотно прикладывать язык к небу с характерным цоканьем. |
Чем опасен гипертонус?
Поскольку гипертонус у младенцев отклонением не считается, многие родители заблуждаются, полагая, что он не опасен и в более старшем возрасте. Однако если тонус у ребенка не нормализовался до 3–6 месяцев, следует проконсультироваться с педиатром.
Если не принять меры своевременно или проигнорировать проблему, гипертонус может стать причиной появления серьезного отклонения в развитии малыша. Последствиями могут быть:
- нарушение речи;
- искривление позвоночника;
- отставание в общем и умственном развитии;
- формирование неправильной осанки;
- проблемы с работой внутренних органов малыша;
- нарушение двигательной активности и координации.
Профилактические мероприятия
Польза развития речи у ребенка неоспорима – массаж и гимнастика оказывают благоприятное влияние на кровообращение и эластичность мышц. Упражнения являются хорошей профилактикой речевых отклонений и рекомендованы даже при отсутствии гипертонуса.
Специалисты рекомендуют больше общаться с детьми, задавать вопросы, чтобы малыш учился говорить и излагать мысли самостоятельно. Артикуляционную гимнастику рекомендуется совмещать с рисованием, лепкой, конструированием. Замечено, что дети с широким кругозором, разговаривают лучше.
Географический язык — причины и особенности у детей
Географический язык или десквамативный, миграционный глоссит — это воспалительное состояние языка, что делает его похожим на географическую карту и на нем появляются красные пятна с приподнятыми краями.
На сегодняшний день это состояние достаточно часто встречается в практике педиатра, поэтому постараемся разобраться с этим патологическим состоянием.
Как выглядит географический язык у ребенка
В здоровом состоянии спинка языка покрыта сосочками в виде пучков или выступов. Именно они придают языку неправильную текстуру поверхности и бело-розовый цвет.
В области тела языка эпителий и собственная пластинка слизистой оболочки формируют пять типов сосочков: нитевидные, конусовидные, грибовидные, желобовидные и листовидные
Вкусовые луковицы, или почки, содержат концевой рецепторный аппарат вкусового анализатора и располагаются в сосочках языка, а также на заднем крае неба, в эпителии глотки и надгортанника. Полагают, что грибовидные и листовидные сосочки воспринимают вкус кислого, сладкого и соленого, а окруженные валом — горького.
В основном, заболевание возникает на спинке и боковых поверхностях языка, где появляются участки десквамации (слущивания) эпителия (поверхностного слоя языка). В результате на поверхности языка располагаются пятна ярко-розового и белесо-серого цвета, округлой, неправильной формы, что по внешнему виду напоминает географическую карту.
Это участки атрофии (истончения слизистой), на которых эти сосочки отсутствуют, эти области обычно хорошо разграничены со слегка приподнятой, белой, желтой или серой, змеевидной (извивающейся) периферической зоной.
Часто участки повреждения меняются по форме и размеру, могут мигрировать в другие области. Состояние может затрагивать как только часть языка, его кончик и боковые стороны, или всю верхнюю поверхность в любой момент времени.
Это патологическое состояние имеет периоды ремиссии и рецидивов. Считается, что исчезновение белой периферической зоны свидетельствует о периоде заживления слизистой оболочки.Поражения в большинстве случаев происходят в нескольких местах на языке и сливаются с течением времени, образуя типичный внешний вид, похожий на карту
Встречаются случаи, когда ребенок рождается с десквамативным глосситом и на это влияет наследственный фактор или какой-то генетический сбой в период внутриутробного развития зародыша.
Причины географического языка
У некоторых детей есть повышенный риск развития этой аномалии:
- Чрезмерное эмоциональное напряжение может быть причиной различных физических отклонений, включая миграционный глоссит.
- Географический язык часто развивается при аллергии у многих пациентов.
- Изменения уровня гормонов также могут иногда вызывать это состояние (нарушения в работе щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы).
- Расстройство может также возникнуть, если у ребенка есть члены семьи с этой аномалией.
- Употребление горячей и острой пищи может вызвать раздражение определенных областей языка и стать причиной этого синдрома.
- Использование стероидов бывает причиной развития географического языка.
Если же рассматривать причины, которые могут привести к этой патологии — к ним относятся:
Недостаток витамина В или цинка также может привести к этому расстройству:
- витамина В1 – болезнь бери-бери (нарушения в работе пищеварительной, нервной и сердечно-сосудистой систем);
- витамина В2 – воспалительные изменения языка и слизистых губ (трещины, чувство жжения, кровоточивость, глоссит (воспаление языка));
- витамина В6 – поражения кожи (сухость, трещины, долго незаживающие царапины, раны);
- витамина В12 – пернициозная анемия (нарушение кроветворения (образование клеток крови, в частности эритроцитов (красных кровяных телец), в костном мозге) из-за недостатка в организме витамина В12).
Тяжелые формы вирусных инфекций:
- ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) — перенесенный грипп, аденовирусная инфекция, энтеровирусная инфекция, норавирус;
- инфекционный мононуклеоз — характеризуется повышением температуры, поражением зева, лимфатических узлов, печени, селезенки и своеобразными изменениями состава крови.
Заболевания желудочно-кишечного тракта
- заболевания желудка и 12-перстной кишки — различные типы гастрита (воспаления желудка;
- гастродуоденит (воспаление желудка и 12-перстной кишки), язвенная болезнь желудка и/или 12-перстной кишки (образование дефектов различной глубины в виде язв и эрозий (мелких повреждений) в слизистой оболочке желудка и/или 12-перстной кишки;
- синдром мальабсорбции (нарушение процессов транспорта, всасывания и переваривания пищи в тонкой кишке;
- заболевания печени — различные типы гепатита;
- болезни поджелудочной железы — чаще это панкреатиты и новообразования.
Аутоиммунные заболевания (заболевания, связанные с повышенной активностью иммунитета, направленной против клеток своего организма):
- ревматоидный артрит — аутоиммунное повреждение соединительной ткани (образует опорный каркас органов), преимущественно мелких суставов;
- системная красная волчанка — аутоиммунное повреждение соединительной ткани и кровеносных сосудов;
- сахарный диабет 1-го типа — аутоиммунное повреждение клеток поджелудочной железы;
- рассеянный склероз — аутоиммунное повреждение оболочек нервных волокон головного и спинного мозга.
У детей с псориазом имеется повышенная склонность к развитию географического языка, и некоторые эксперты считают, что географический язык является оральной формой псориаза.
Другие заболевания полости рта — скротальный (складчатый) язык – врожденное нарушение, при котором слизистая оболочка языка имеет форму складок.
Симптомы географического языка
Какие-либо жалобы при географическом языке чаще всего отсутствуют — обычно он является случайной находкой при осмотре полости рта. Однако в редких случаях (в том числе, при несоблюдении гигиены полости рта или при употреблении раздражающей пищи (острой, соленой, горячей или холодной)) возможно появление:
- неприятных ощущений;
- нарушение вкусовых ощущений;
- зуда;
- покалывания;
- жжения;
- изменения чувствительности языка.
Диагностика
Тактика диагностики этой патологии практически не представляет трудностей и основывается на:
- Жалобах (при их наличии), но не только местных проявлений в области языка и ротовой полости, но проявлений патологии пищеварительного тракта, эндокринных и обменных нарушений, слабости, субфебрильной температуры.
- Данных анамнеза жизни и болезни:
- с чем связано появление изменений слизистой языка;
- недавние перенесенные заболевания: расстройства пищеварения, вирусные инфекции, авитаминозы (недостаток витаминов);
- наличие аллергии (чрезмерная реакция иммунной системы) на продукты питания);
Затем проводится осмотр полости рта, при котором выявляется характерная внешняя картина языка.
Кроме физического обследования, для географического языка дальнейшие диагностические исследования обычно не проводятся.
Назначение дополнительного обследования вероятно при подозрении на другие заболевания или расстройства, которые необходимо исключить. Часто назначается консультация стоматолога и гастроэнтеролога.
Иногда десквамативный глоссит возникает на фоне полового созревания у подростков или прорезания зубов у детей. Тогда лечение не назначается, поскольку оно не даст никаких результатов.
Как только у пациента проходит определенный период, язык придет в норму без постороннего вмешательства.
При этом важно помнить, что существуют различные другие заболевания языка и полости рта, которые кажутся похожими на географический язык или принимаются за него:
- химические ожоги на языке;
- кандидоз полости рта (молочница рта);
- трещины на языке;
- красный плоский лишай;
- контактный (аллергический) стоматит;
- рак полости рта.
Прежде всего необходимо исключить серьезные причины, которые могут вызвать появление этого патологического симптома у ребенка.
Заикание у детей: причины и лечение логоневроза (упражнения и лекарства)
Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.
Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза — об этом и многом другом читайте в этой статье.
Логоневроз у детей — что это такое
Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.
При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:
- прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
- тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
- безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
- прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.
Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.
Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.
Причины возникновения логоневроза у детей
Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:
- эмоциональные и информационные перегрузки;
- перенесенные болезни и осложнения после них;
- подражание заикающимся близким;
- врожденная слабость органов артикуляции;
- наследственность;
- травмы при родах;
- тяжелые инфекционные заболевания;
- органические нарушения в работе головного мозга.
Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.
Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.
Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.
Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.
Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.
Виды и типы заикания у детей
Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.
По характеру проявления заикание подразделяется на типы:
- тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
- клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
- смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.
Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.
Психосоматика логоневроза у детей
Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:
- Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
- Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
- Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.
В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.
Чтобы уберечь беззащитного маленького человека от беды, имеет смысл не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения со сверстниками, разрешать познавать окружающий мир без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к своему ребенку сделает из него свободного человека.
Как лечить заикание у ребенка: специалисты и методы
Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.
Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.
- Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
- Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
- Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.
Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.
Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.
В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.
Лечение заикания в домашних условиях
Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:
- прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
- полноценный сон;
- здоровое питание;
- создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
- физические упражнения и ритмические танцы под музыку.
Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:
- Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
- Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
- Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
- Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
- Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
- Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.
Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.
Лечение заикания у подростков
Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.
Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.
Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:
- Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
- Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
- Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
- Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.
Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.
Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!
Заикание у детей: причины и лечение логоневроза (упражнения и лекарства) Ссылка на основную публикацию