Перевод в коррекционный класс
Содержание
Что значит коррекционная школа и какие классы есть?
Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.
Чем отличается от обычной
Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка.
- небольшие классы, от 6 до 15 человек;
- предметы ведут преподаватели со специальным образованием, прошедшие курсы и повышение квалификации для работы с особенными детками;
- ребенок не чувствует себя «белой вороной», он в среде таких же, как и он;
- часть предметов исключают из учебной программы, остальные предметы адаптируют и дают в объеме, комфортном для усвоения ребятишками.
Виды коррекционных школ
Государство коррекционные школы относит к образовательным учреждениям, где создают условия для получения образования деткам с ограниченными возможностями здоровья. В понятие «ограниченные возможности здоровья» попадает и школа для умственно отсталых детей, и для глухих, слепых, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Какие бывают по форме обучения:
- специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
- коррекционная общеобразовательная;
- общеобразовательная школа-интернат.
В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:
- 1 — для глухих детей;
- 2 — для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
- 3 — для незрячих;
- 4 — для слабовидящих;
- 5 — для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
- 6 — для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- 7 — с задержкой развития;
- 8 — коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.
Как обучают детей в разных видах школ
В зависимости от вида школы, формируется педсостав, учебная программа, контролируется наполняемость класса.
Как обучают в школе 1 вида
Дети в школе 1 вида воспринимают все через зрение и осязание. Им трудно определять свойства, причины и следствия. Их мыслительные процессы основаны на образах и действиях, а не на речи. В обучении задействуют специальную акустическую аппаратуру, сурдоаппаратуру. С учителем и между собой дети общаются жестами и мимикой. В класс набирают не больше 6 человек.
Как обучают в школе 2 вида
Слабослышащие дети сохраняют остаточный слух, они накапливают словарный запас. Степень их развития зависит от того, как рано они потеряли способность хорошо слышать. Основной упор в обучении — научить детей зрительному восприятию, чтобы они умели читать по губам и научились читать самостоятельно книги. В классе обучаются не больше 6 человек.
Школа 3 и 4 видов
Незрячие и ослепшие ребятишки, дети с косоглазием, амблиопией воспринимают мир вокруг себя через слух и осязание.
Обучение направлено на развитие полисенсорного опыта, чтобы опираться не только на слух и тактильные ощущения, развивать речь. Внимание у таких деток неустойчивое, учеба направлена на развитие концентрированности и памяти.
В классы для слепых набирают в группу не больше 8 человек, в классы для слабовидящих и поздноослепших — до 12 человек.
5 вид
А вот что такое школа 5 вида — это образовательное учреждение, где занимаются дети с тяжелой патологией речи (немые, с недоразвитой речью, с нарушением произношения отдельных звуков, с такими патологиями: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). Ребятишек обучают через развитие моторики, гимнастику, ритмику, музыку. Учителя стремятся развить у детей стойкий интерес к обучению, что формирует в дальнейшем адекватную самооценку. В класс берут не больше 12 человек.
Как обучают в школе 6 вида
Здесь обучаются дети с врожденными или приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, с параличами, парезами и парпарезами. У ребятишек отстает в развитии формирование понятий, абстракций.
В учебе организуют оздоровительный двигательный режим, посильную трудовую деятельность комбинируют с обучением, чтобы снижать вялость, переключать внимание и дать детям ощутить свою значимость.
В классе обучаются не больше 10 человек.
7 вид
Специальная коррекционная школа 7 вида создана для обучения детей с задержкой развития. У таких детей есть возможность развивать интеллект, но у них снижены темпы психических процессов, они быстро устают, обычное обучение дается им нелегко.
Обучение в такой школе рекомендовано ребятишкам с поврежденным психическим развитием, искаженным развитием, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, реактивным расстройством привязанности детского возраста.
В учебе стараются создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, следят за частой сменой активности и пассивности, учитывают быструю утомляемость деток. В классах с задержкой психического развития обучаются не больше 12 человек в одном классе.
Как обучают в школе 8 типа
Специальная школа 8 вида, что это такое — это образование, адаптированное для детей с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Детей учат говорить, писать, считать, читать. Основной упор делают на обучение трудом, выпускникам помогают трудоустроиться.
Максимальная наполняемость класса по закону:
- для умственно отсталых — до 12 человек включительно;
- для глубоко умственно отсталых — 10 человек;
- для ребятишек, имеющих сложные дефекты, — 5 человек.
Кто принимает решение о переводе ребенка в коррекционную школу
Решение о переводе принимают родители. Попасть в такое заведение получится только после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Комиссию ребенок проходит только с письменного согласия родителей (законных представителей).
На комиссии специалисты комплексно диагностируют ребенка и дают рекомендации: стоит ему обучаться в обычной школе или перевестись в коррекционную. На комиссию направляют администрация школы (по просьбе учителя, завуча) или родители. После прохождения комиссии родителям дают рекомендации, каких врачей посетить, у кого наблюдаться, стоит ли позаниматься с логопедом или психологом.
Не стоит отмахиваться от ПМПК и рекомендаций врачей из страха, что на ребенке поставят клеймо «дурачка». Самый пугающий для родителей 8 вид обучения в школе, что это — это квалифицированная помощь, возможность не мучить детей с ограниченными возможностями стандартной учебной программой. Особые ребятишки требуют особого подхода, внимания, комфортной среды.
Перед принятием решения взвешивают все факторы: состояние ребенка, отзывы о коррекционке и учителях, которые там преподают, рекомендации комиссии.Родителям стоит лично оценить атмосферу учебного заведения, посмотреть, как учителя общаются с детьми, как дети общаются друг с другом.
Это поможет определиться, есть ли смысл переводиться в коррекционную школу, понять, где условия комфортнее и полезнее для дальнейшего развития и обучения ребенка.
Коррекционные классы в общеобразовательных школах
«Будешь так себя вести — отправишься в коррекционный» — эту фразу хоть раз в жизни слышал каждый школьник. Классами коррекции пугали и учеников, и их родителей, забывая об изначальном назначении этого направления. Сейчас, когда «классов здоровья» становится все меньше, «Летидор» разбирается, что же это такое, откуда взялось и стоит ли бояться подобных «угроз».
История коррекционных классов
Коррекционные классы (ККО) — часть образовательной системы, направленная на обучение детей с особенностями развития. Они создаются на базе обычных средних школ и преподают в них те же самые педагоги.
Первые коррекционные школы появились в Европе в середине XVI века, а в Российской Империи классы специального образования открылись в 1797 году. В СССР классы для детей с физическими и психологическими особенностями развития в общеобразовательных школах появились в 1923-1924 гг.
Все школы коррекции делятся на восемь типов, в зависимости от проблемы, которую предстоит решать.
I — для неслышащих детей;
II — для слабослышащих и позднооглохших детей;
III, IV — для детей с нарушениями зрения разной степени;
V — для детей с тяжёлой речевой патологией;
VI — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII — для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции;
VIII — для детей с умственной отсталостью.
Абсолютное большинство классов коррекции, действующих на базе общеобразовательных школ России, относится к VII типу.
Задачи и особенности классов коррекции
«Классы здоровья», существующие в общеобразовательных школах сегодня, призваны решать не столь глобальные задачи. Они созданы для обучения детей, не справляющихся с программой по состоянию здоровья или в связи с особенностями развития.
Чаще всего ребенка переводят в класс коррекции после 1-2 лет обучения в обычном, когда становится понятно, что воспринимать поступающую информацию наравне с одноклассниками он не способен. В этом случае комиссия из психолога, коррекционного педагога и логопеда должна аттестовать ребенка и информировать родителей о необходимости перевода.
Не стоит думать, что в этом случае школьник получит меньше знаний или «испорченный» аттестат.
На самом деле программа включает абсолютно те же самые объемы знаний и перечень предметов, вот только занятия идут дольше, содержат спортивные перерывы, игры и отдых.
Кроме того, в класс коррекции ходит от 5 до 15 человек, то есть учитель сможет уделять в несколько раз больше времени каждому воспитаннику.
Помимо преподавателя в классе находится еще один педагог, чья должность звучит как «освобожденный классный руководитель». Его задача — не в объяснении материала, а в работе с детьми, наблюдении за ними, решении возникающих сложностей или конфликтов.
Как правило, группа коррекции — это временная мера, и уже к 5 классу дети догоняют сверстников и переводятся к ним снова. Независимо от того, сколько лет шло коррекционное обучение, в аттестате это не будет указано и на возможностях дальнейшего обучения не отразится.Показания для перевода в коррекционный класс
Несмотря на то, что решать вопрос о переводе ребенка в ККО должна комиссия, чаще всего решение принимается только одним учителем начальных классов или классным руководителем.
Если вы категорически против перевода ребенка в класс коррекции, альтернативой может стать другая школа или обучение на дому. Хотя ситуацию сложно назвать приятной, не стоит видеть в ней лишь негативные стороны — за предыдущие четверти вы сами могли заметить, что ребенок не тянет общую программу, а ККО даст шанс это исправить.
Все случаи индивидуальны, однако чаще всего в коррекционные классы отправляются дети со следующими проблемами:
- Задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения, то есть наследственная, повторяющая одного или обоих родителей;
- ЗПР соматогенного происхождения, связанная с длительными и тяжелыми заболеваниями, перенесенными в раннем детстве и оставившими последствия, снижающие работоспособность (приступы головной боли, утомляемость);
- ЗПР психогенного происхождения — проявляется у здоровых детей, воспитывающихся без родителей и в проблемных семьях;
- ЗПР церебрально-органического происхождения, которые возникают у детей во время внутриутробного периода развития из-за болезни матери или ее же вредных привычек.
Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.
Если ребенку скоро в школу…
О том, что их чадо отстает от сверстников в развитии, заботливые родители понимают уже на первых годах его жизни. Особенно очевидным это становится к шестилетнему возрасту.
Ребенок, отстающий в развитии, обладает скудной речью и низким уровнем интеллектуальных способностей. Порой такие дети даже не умеют держать в руках карандаш.
Не только для педагогов, но и для родителей становится очевидным, что такому ребенку необходимо посещать коррекционный класс. Это позволит ему адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.
Где создаются специализированные классы?
Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.
Специальный коррекционный класс. Коррекционные классы в школах
Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.
Кого принимают в коррекционный класс?
Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.
В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:
— грубые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;- умственную отсталость;
— ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.
Перевод в обычный класс
У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития.
Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.
Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом их распорядок дня устанавливают с учетом малой трудоспособности и быстрой утомляемости.
Для малышей, посещающих с 1 по коррекционный 3 класс, вводятся дополнительные каникулы. Этих детей отпускают отдыхать в феврале на семь дней.
Плюсы специализированного обучения
Коррекционные классы в школах имеют наполняемость от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве воспитанников должна быть выделена ставка для еще одного педагога. В таком случае формируют дополнительный коррекционный класс. Малое количество детей позволяет уделять максимальное внимание каждому из них.
Положительной стороной такого класса является то, что работа с учениками ведется не обычными учителями, а педагогами-дефектологами. Этой специальности обучаются в вузах. Педагоги-дефектологи призваны работать с детьми, у которых имеются непростые медицинские диагнозы. Эти преподаватели могут подыскать ключик даже к самым сложным детям.
С учениками, которые посещают коррекционные классы в школах, занимаются логопеды. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими коррекционный класс, работают психологи. При необходимости данные специалисты консультируют родителей.
Программа для коррекционного класса учитывает то, что по ней занимаются особенные дети. Она включает в себя наиболее простые упражнения и задачи. Это позволяет ребенку продвигаться по обучающей лестнице постепенно, микроскопическими шагами. Иными словами, такая специальная программа идет в ногу с замедленным развитием ученика.
Минусы коррекционного обучения
Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует.
Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому.
Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.
Градация коррекционных классов
Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:
— I – для слабослышащих и глухих детей;- II — для глухонемых;- III и IV – для слепых и слабовидящих;- V – для заикающихся и детей с нарушениями речи;- VI – для учеников с проблемами психического и физического развития;- VII – для детей с ЗПР и СДВГ;
— VIII – для умственно отсталых.
Специальные классы I и II вида
Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей.
Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии.
Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни. Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса – до десяти человек.
Специальные классы III и IV вида
Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.
Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.
Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.
Специальные классы V вида
Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии.
Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии.
При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение начального общего образования на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.
Первая, начальная ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов.
К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка.
Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.
На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса 5 вида составляет 12 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.
Специальные классы VI вида
В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы.
В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников.
Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.
Специальные классы VII вида
Они предназначены для обучения детей, имеющих задержки в психическом развитии. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в недостаточности подвижности и темпа.
При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и психического развития. У воспитанников происходит формирование умений и навыков, нужных для учебного процесса, а также активизируется познавательная деятельность. Наполняемость данного класса составляет 12 человек. При этом детям обеспечивается получение логопедической помощи.
Специальные классы VIII вида
Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.
Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.
Стоит ли переводить ребенка в коррекционную школу?
Признать наличие проблем у своего ребенка трудно, но удовлетворение собственных амбиций родителями может помешать их детям найти себя и свое место в жизни: особые дети требуют особого подхода.
«Много лет назад я впервые брала экспериментальный коррекционный класс. Там было всего 10 учеников. Да, им трудно давалось обучение. Но я знала причины. Давно уже эти детки стали взрослыми, но поверьте: они ничем не отличаются от своих сверстников. У них семьи, работа — все в порядке.
Кто-то пишет стихи, кто-то работает в офисе, кто-то работает таксистом, кто-то служит в армии по контракту… Каждый нашёл себя.
Я часто задумываюсь над тем, что бы их ждало, не будь своевременной помощи? «Хромали» бы они со своими «двойками» и «тройками» из жалости до 9 класса, с комплексами неполноценности, с низкой самооценкой, и неизвестно, как бы сложилась их судьба…».
Ирина Балаева, учитель начальных классов.
Стоит пояснить, что в России есть учреждения двух основных видов:
- обычные, для ребят, у которых нет проблем со здоровьем и отклонений в развитии;
- коррекционные, в которых учатся ребята, имеющие какие-то трудности: плохое зрение, отсутствие слуха, ЗПР и т.д
Коррекционные школы в свою очередь бывают семи типов:
- I вида — для глухих детей.
- II вида — для слабослышащих.
- III вида — для слепых.
- IV вида — для детей с остаточным зрением.
- V вида — для детей с тяжелой речевой патологией.
- VI вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- VII вида — для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
- VIII вида — для детей с нарушениями интеллекта.
Что дает коррекционная школа по сравнению с обычной?
В коррекционных школах и детских садах (а также и в коррекционных классах и группах в обычных заведениях) для особых ребят созданы условия, помогающие им найти свое место в жизни, несмотря на определенные проблемы со здоровьем:
- Обучение идет в классах с малой наполняемостью (не 25 человек, а 10-15 человек).
- Все педагоги имеют специальное образование или прошли переподготовку для работы с такими детьми.
- Обучение ведется по специальным программам, адаптированным для таких детей, нет «лишних» предметов и знаний: например, в коррекционных школах не изучаются производные, но изучается «швейное дело», чтобы девочки-выпускницы таких школ имели профессию и могли полноценно жить.
- Благодаря тому, что никто не ставит завышенные требования, дети чувствуют себя комфортно, не страдают от насмешек и косых взглядов «обычных» детей, мотивированы на обучение (поскольку оно посильно), не имеют дополнительных причин для комплексов (я не такой, как все), уверены в себе.
Иногда школы, боясь потерять учеников, выставляют им удовлетворительные оценки, что означает, что ребенок справляется со школьной программой, успевает. Для обязательного направления на ПМПК школе нужно, чтобы у ребенка было хотя бы 2-3 «двойки» в четверти, и в то же время школы не заинтересованы в низких показателях успеваемости.
https://www.youtube.com/watch?v=efTxVBKG5BA
Коррекционное обучение может осуществляться в школах, имеющих специальную лицензию, учебную программу и в штате которых есть педагоги, обученные работе с особыми детьми. То есть в обычной общеобразовательной школе могут быть коррекционные классы или индивидуальное обучение детей по коррекционной программе, но больше условий для полноценной работы создано в специальных учреждениях.
С другой стороны, отдавать ребенка в коррекционную школу не всегда оправдано, если ребенок комфортно учится и успевает в обычной.
«Да уж, как нас психолог из обычной школы отговаривала, уж так старалась: «Он у вас не потянет, он у вас замкнется, вы потеряете все, чего вы добились, да вы меня послушайте, да у меня опыт…» А он руку тянет на каждом уроке, его учительница постоянно хвалит. Он так раскрылся, я сама своего ребёнка не узнаю», — говорит Ирина, мама.
Кто принимает решение
Решение, переводить ли ребенка в коррекционную школу или оставить в обычной, принимают родители (законные представители) — ПМПК носит рекомендательный характер и не обязывает родителей переводить ребенка.
Но стоит много раз подумать: Что ребенку важнее? Где ему будет лучше? Родителям стоит поговорить с учителями, с врачами и логопедами, посетить коррекционные школы недалеко от дома.
В каждый случай требует индивидуального решения, и общих правил здесь нет.
Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Выбор типа коррекционной школы
Тысячи и тысячи семей могли бы помочь своему ребенку правильно социализироваться, догнать обычную школьную программу. К сожалению, они просто не знали (и не знают), как это сделать. Вопрос отставания детей в развитии вызывает массу споров. Они не могут учиться и сами о себе позаботиться? Если речь идет лишь об отставании, то это не так.
Таким детям необходима коррекционная педагогика и помощь родителей. Очень часто им удается полностью нагнать обычную школьную программу всего за несколько лет. После этого малыш может продолжить обучение в обычной школе с другими детьми.
Таким образом, без отрыва от образования он сможет преодолеть все возникшие трудности. После школы у него будет такой же выбор, как у других: пойти учиться дальше, получить профессию, работать.
Коррекционная школа поможет вам дать ему нормальное будущее.
Выбор типа школы
Про специальные школы родители узнают, если у их малыша есть одна или несколько из следующих проблем:
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- серьезное отставание в развитии речи;
- проблемы с моторно-двигательными функциями;
- снижение интеллекта;
- психологические проблемы;
- процесс обучения в обычной школе затруднен.
Очень часто ребенок с инвалидностью обладает совершенно нормальным интеллектом, способен и хочет учиться. Однако общеобразовательная школа не может предоставить ему всех условий для нормальной учебы. Что же делать родителям, если это произошло? Оставить все мечты об образовании и карьере ребенка, забыть про работу и нормальную жизнь? На самом деле, не стоит впадать в панику.
Для детей с самыми разными отклонениями существуют коррекционные школы. Они принимают малышей с разными проблемами, но главное — здесь учат, как и в обычной общеобразовательной школе. Несмотря на нарушения в развитии, ребенку дается шанс закончить школу, как и любому обычному малышу.
Для тех, кому обычная программа дается очень тяжело, предусмотрены «классы выравнивания». Иногда детей сразу же определяют сюда, прямо в первый класс, или же проходит 1-2 года, прежде чем делается такой вывод.
Конечно, родители могут просить рассмотреть вопрос перевода ученика и раньше, по собственному желанию. Это не значит, что класс выравнивания посещают дети с нарушениями развития.Возможно, они не получили достаточной подготовки перед школой или у них существует некий психологический барьер.
Задержка в развитии
Диагноз «задержка психического развития» не ставит обычный терапевт – для этого необходимо пройти обследование у психоневролога. Это медицинский диагноз, так что поставить его может исключительно специалист.
Очень редко бывает так, что это выясняется случайно. Ведь детей не так часто водят к этому специалисту просто для проверки. Обычно для этого есть предпосылки. Некоторое опасение малыш может вызвать у воспитателей детского сада.
Они могут порекомендовать родителям посетить для начала детского психолога.
Часто мамы и папы отмахиваются от таких предложений. Но следующая ступень — поход в школу, и тут проблема может проявиться более серьезно. В общеобразовательной школе педагог самый обычный, он редко знаком с дефектологией.
Обычный учитель не может, да и не должен работать с дефектами психического развития, отставанием, серьезными проблемами ребенка. В классе 20-30 человек, и уделить внимание каждому за 40 минут урока просто невозможно.
А уж тем более уделить 20 минут одному ученику.
Часто первые «звоночки» были еще в детстве:
- малыш поздно начал сидеть самостоятельно;
- все дети уже давно ходят, а он все еще ползает;
- нечеткая речь, проблемы с речью;
- явные проблемы логического мышления;
- снижение коммуникативных навыков;
- проблемы с концентрацией даже на игре или творчестве.
Это диагноз совершенно не означает приговор для ребенка. Он не является ограничением, барьером для нормального школьного образования, обучения в ВУЗе, училище. Через несколько лет диагноз может быть снят при следующем посещении психоневролога.
задача обучения детей с задержкой в развитии
Родители часто не понимают, что же происходит. Малыш нормально разговаривает, у него есть интересы, друзья. Он совершенно не выглядит умственно отсталым или неполноценным.
Но в школе они вдруг сталкиваются сразу с невероятными трудностями. Их совершенно нормальный сынок или дочка не могут запомнить таблицу умножения даже после месяца каждодневных тренировок.
Родители ищут причины где угодно: лень, нежелание, глупость, слишком много свободного времени для игр, телевизор…
А сам малыш уже сломлен от постоянной ругани учителей, родительских запретов, наказаний. Он совершенно не верит, что может чего-то добиться сам.
Ситуация, когда мама день за днем говорит ученику, что он «бездарен, неспособен учиться», дает мозгу быстро запомнить эту установку.
Если раньше были небольшие проблемы в развитии, лишь отставание от нормального уровня, то теперь вы получаете у ребенка огромный комплекс неполноценности.
Как результат, в 8-10 лет малыш уже посещает невропатолога, а иногда и психиатра. Появляются непонятные ночные и дневные страхи, панические атаки, проблемы с речью. Дети находятся в постоянном угнетенном состоянии сознания. Ребенку явно плохо, но это не мешает родителям день за днем отводить его в обычную школу.Перевод в класс коррекции решает почти все проблемы. Задача школы — научить детей учиться, пользоваться полученными знаниями, искать информацию. Задача коррекционного класса — подтянуть ребенка, помочь ему, устранить самые уязвимые места.
Оптимальные условия для обучения
Для детей с отставанием в развитии необходимы особые условия обучения. На новом месте данные условия соблюдаются. Это позволяет детям чувствовать себя свободно, сосредоточиться на учебе, а не думать о том, что они хуже других. Часто после полугода-года в такой школе пропадает большая часть неврологических и психологических проблем. Дети начинают делать успехи.
Какие же условия считаются необходимыми для малышей с отставанием в развитии?
- маленькая группа детей (до 7 человек);
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- педагог правильно понимает состояние каждого малыша в классе;
- нет ругани, обидных слов, унижения ребенка;
- гибкий школьный режим.
Тут важно понимать, что такой класс или даже особая школа не является учреждением для лечения дефектов развития. Здесь, например, находятся дети, умеющие говорить. Педагог в этой школе не может и не обязан исправлять дефекты речи, слуха. Для этого существуют особые школы с дефектологическим уклоном.
Здесь же, в классе выравнивания, педагоги учат детей учиться по-новому. Многие родители не видят отличия класса выравнивания от дефектологической школы для детей с инвалидностью, умственной отсталостью.
Это важный момент, ведь именно родители принимают решение перевести малыша в другой класс или школу. Если они ошибочно считают, что это класс «для одних дураков», и не переводят туда ребенка, несмотря на необходимость, то это огромная проблема.
Чем дальше, тем тяжелее такому ученику в обычной школе. Дальнейшую программу он может не освоить.
Перевод в коррекционный класс
Многие родители считают, что перевод в коррекционный класс или школу — нечто унизительное. И вообще, это «всегда успеется». С одной стороны, родители правы.
Всегда успеется перевести, ведь эти учебные учреждения готовы принять ребенка или подростка практически в любом возрасте. Другое дело, что ваш эксперимент с ребенком, отстающим в развитии, дорого обойдется именно ученику.
Пройдет всего 1 год, пока мама поймет, что необходимо коррекционное образование, или это будет 3-4 года постоянных мучений?
Кроме того, после нескольких лет обучения в обычном классе малыш приходит на коррекционные школьные занятия, уже заранее зная, что он «не такой, как все». Это серьезно усугубляет ситуацию с дальнейшим обучением. Отставание психического развития можно поправить, но чем дольше вы ждете, тем сложнее будет это сделать.Если психолог в 1-2 классе советует перевод, то не стоит ждать еще несколько лет. Лучше сделать это вовремя. Тогда всего через несколько лет ребенка можно будет вернуть в обычную школу.
Или же он может успешно закончить обучение в коррекционной школе, не испытывая больших психологических проблем и комплекса неполноценности.
Роль семьи в обучении
Ребенка направили в коррекционную школу. Теперь многое зависит не только от школы, но и от семьи. Родителям необходимо перестроить общение с малышом, выбрать другую тактику для того, чтобы помочь ему в социализации. Для детей этот момент особенно важен.
Задачи и задания
Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый.
Этот диагноз является более серьезным, но проявляется гораздо раньше — еще в раннем детстве.
А термин «отставание» означает, что ребенок развит нормально, просто ему требуется больше времени, усилий, концентрации для учебной деятельности. Возможно, страдает логическое мышление.
Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.
Не стоит ограничивать детей в домашних обязанностях. Необходимо комбинировать обучение, отдых, обязанности, тогда гармоничное развитие психики достигнет нужно уровня. Ограничивая ребенка, вы лишаете его важной части жизни.
Стоит помнить, что речь идет о детях, мало отличающихся от остальных. Если вы сейчас оставите его исключительно на уровне «сделал уроки — поиграй», то выравнивания в развитии не произойдет. Такими действиями мамы и папы лишь усиливают разницу между детьми.
Особенно если в семье несколько детей.
Общение в семье
Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.
Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка можно будет вернуть в общеобразовательное учреждение.
Зачем же пугать его мыслями о своей неполноценности дома? Общайтесь, проверяйте уроки, помогайте учиться. Развлекайтесь и отдыхайте вместе с детьми.
Чем больше эмоций, новых впечатлений, чем интереснее станет жизнь малыша, тем проще ему адаптироваться.
Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.
Помощь ребенку
Параллельно со специализированным учебным заведением могут быть рекомендованы занятия с детским психологом или дефектологом. Не игнорируйте эту возможность.
Квалифицированный специалист поможет ребенку разобраться в себе, выяснить, что же мешает ему учиться. Проблема может быть очень просто решена с помощью терапии.
Школа даст малышу возможность, а помощь психолога — правильный взгляд на свои проблемы.
Комплексный подход к решению данной проблемы поможет выровнять уровень развития. Чем ребенок младше, тем проще это сделать. Если ему всего 8-10 лет, то прогресс у таких детей огромный за короткое время.Но чем старше он становится, тем глубже уходит в свою беду. Учиться тяжело, его зачислили в «вечные двоечники», а мыслей о продолжении обучения нет вообще. Школа воспринимается как наказание.
В таком случае педагогам коррекционного класса придется очень нелегко.
Главное — помощь родителей. Многие проблемы этих детей не зависят от них самих, ведь их корень может лежать глубоко. Например, патологии развития плода, болезнь матери во время беременности, сложные роды. Не нужно ругать ребенка, стыдиться его. Не произошло ничего страшного. Если малыш болеет, то его лечат, водят к врачу. Так и отставание психического развития тоже поддается «лечению».