Прием у психиатра перед школой
Содержание
«Детей с задержкой речи всё больше». Интервью с детским врачом-психиатром
21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко
С какими проблемами чаще всего родители приводят к вам своих чад?
– Самая распространенная причина обращений – проблемы развития речи. Нередко приходят и с нарушением поведения – например, ребенок устраивает истерики в магазине или не спит ночами.
Также встречаются такие заболевания, как аутизм и умственная отсталость, но это бывает реже. Обычно детей отправляют на консультацию к психиатру из детского садика либо из Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Сами родители с детьми обращаются, только если проблемы видимые: к примеру, заикание, тики.
Какой возраст детей считается самым опасным в плане психических расстройств?
– Какого-то определённого возраста для всех нет. Но традиционно психологические кризисы у детей приходятся на 3, 7 лет и на подростковый возраст. Именно в 3 и 7 лет, когда ребенок идет в детский сад и в школу, полностью меняется окружающий его мир, потому в эти периоды он может переживать стресс.
Психические расстройства могут возникать и в любом другом возрасте, например если в семье есть какая-то травмирующая ситуация: ссоры родителей и так далее. Если говорить о подростковом возрасте, то здесь имеет место множество факторов.
К примеру, гормональные изменения в организме подростка, из-за чего они становятся очень неустойчивыми в психическом плане.
Какие факторы чаще всего вызывают проблемы психического рода у детей?
– Это может быть наследственность, черепно-мозговые травмы, тяжелые инфекционные заболевания, психологические травмы – конфликты в семье, потеря близкого человека, проблемы в детском коллективе и прочие. Случай из практики: родители развелись и стали жить раздельно, а ребёнок был очень привязан к отцу, и стал писаться по ночам.
На психическое состояние может влиять и то, как проходила беременность у матери, как прошли роды. К слову, практика показывает, что дети, рожденные с помощью кесарева сечения, чаще обращаются к психиатру с расстройствами речи чем те, кто родился естественным путем. Имеет значение и то, какие болезни перенес ребенок в возрасте до года.
Что должно насторожить родителей в поведении детей? В каких случаях нужно срочно обращаться к психиатру?
– Обязательно стоит прийти, если малыш до трех лет не разговаривает, если не вступает в контакт с другими детьми, если есть нарушения эмоционально-волевой сферы, то есть он реагирует на происходящее чрезмерно-эмоционально или вообще безэмоционально.
Если ребенку свойственны приступы агрессии, бродяжничество, если он высказывает какие-то суицидальные мысли. Обязательно стоит обратиться, если у ребенка тики, энурез (недержание мочи, чаще всего во время сна). Если родителей хоть что-то беспокоит в поведении детей, не стоит бояться прийти на консультацию к психиатру, ничего страшного в этом нет.Можно записаться на прием к врачу по телефону регистратуры 43-20-62 либо подойти в психоневрологический диспансер.
21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко
«Ребенок играл в «Зомби» и стал плохо спать»
Кто находится в группе риска?
– Конечно, нельзя отрицать наследственную предрасположенность. Но это совсем не значит, что ребенок на 100% унаследует заболевание родителей.
Это значит лишь то, что вероятность определённого заболевания у него больше, чем у других.
В группе риска дети-сироты, которые воспитываются в домах-интернатах с раннего возраста, у них часто наблюдается задержка в развитии. А также дети из конфликтных, социально-неблагополучных семей.
Можно ли сказать, что в последнее время увеличилось количество детей, нуждающихся в психиатрической помощи?
– Увеличилось. Даже за последних пять лет моей работы обращений стало больше. Возьмем то же расстройство речи. Дети сейчас, в основном, заняты чем? Либо просмотром мультиков, либо играми в планшете и на телефоне. Они при этом не развивают речь, находятся сами с собой.
Родители нередко говорят с гордостью: «У нас ребёнок в два года уже сам заходит в мобильный телефон, умеет включить игру и видео на ютубе». Они считают, что это большое достижение, что их ребёнок очень умный. Но при этом малыш не может даже сложить пирамидку, то есть у него отсутствуют базовые навыки.
Ролевые игры – в парикмахерскую, в магазин, сегодня только в саду поддерживают, дома этого нет. Родители себе чем-то занимаются, дети себе, они не общаются между собой. Часто приходится наблюдать картину: мама идет по улице с ребёнком за ручку и по телефону разговаривает всю дорогу.
Она не показывает ребенку дерево, птичку, листик, ребёнок не узнает новые слова. Очень важно, чтобы родители общались со своими детьми, чтобы знали, что ребенок смотрит и чем занимается. В моей практике был такой случай: родители привели 7-летнего ребенка и жаловались на то, что он не спит по ночам и у него бывает тревожное состояние.
Выяснилось, что мальчик играл в игру «Зомби против растений». Для него это была психотравмирующая ситуация. А родители даже не знали, во что он играет.
21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко
Как часто у нас случаются детские суициды и парасуициды?
Если брать возраст до 14 лет, в этом году ни одного такого случая не было. У подростков встречаются парасуициды, они обычно носят демонстративный характер. То есть подросток пытается привлечь к себе внимание кого-то, чтобы его услышали, поняли, обратили на него внимание.
Проблема, которая меня очень волнует: от подростков 13-14 лет я слышала о том, что сейчас будто бы модно наносить себе порезы в области запястья. Это не суицид и не парасуицид, а такая глупая «мода», которая может закончиться трагически.В связи с этим снова хочется обратиться к родителям: находите время на общение и совместное времяпровождение с детьми, объясняйте им, что на самом деле модно и ценно в жизни.
Где грань между работой психиатра, психотерапевта и психолога?
– Психиатр – это врач, занимающийся диагностикой и фармакологическим лечением психических расстройств. Психотерапевт – специалист с медицинским образованием, имеющий дополнительную подготовку по психотерапии. Психотерапевт может выписывать лекарственные препараты, но основным его инструментом работы является беседа.
Психолог занимается изучением и корректировкой психического состояния, вызванного сложными жизненными ситуациями – отношениями с супругами, детьми, коллегами и так далее. Психолог не может выписывать лекарства, он работает с проблемами, не требующими медикаментозного вмешательства.
Если человека что-то беспокоит и он не знает, к кому именно нужно обратиться, пусть придет хоть к кому-то из перечисленных специалистов, а мы уже разберемся, кто поможет. Бывают случаи, когда с пациентом нужно работать вместе и психологу, и психиатру.
Например, при пищевых расстройствах – анорексии, булимии, которые встречаются у девочек-подростков.
21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко
«Ребенок перегружен – это вылилось в тики»
Говорят, что, если маленький ребёнок ходит на носочках, это свидетельствует о возможных психических расстройствах. Так ли это? И что с этим делать?
– Нет, неправда, это распространенный миф. Нужно учитывать возраст ребенка. Если такое происходит до трех лет, это может быть вариантом нормы, потому что маленький ребенок пробует как удобнее ходить, ему все интересно.
Если же ребёнок постарше, то стоит обратится к неврологу на консультацию. Хотя если это какое-то серьёзное заболевание, то обычно родители знают о нем с рождения, и ходьба на носочках – далеко не единственный симптом болезни.
О чем может говорить нервный тик? И что с этим делать?
– Тики – это стереотипные, быстрые, повторяющиеся, неритмичные двигательные или ые акты, возникающие непроизвольно. Чаще это движения – подергивания мышц головы, глаз, рук, других частей тела.
Тики могут быть вызваны различными причинами, одной из которых являются психические травмы, которые носят длительный характер. Например, смерть родственника, конфликты в семье, тяжелый адаптационный период в коллективе.
Или бывает, что ребенок перегружен: школа, музыкальная школа, 10 кружков. Возникает конфликт между чувством долга и возможностями ребенка, в итоге это выливается в тики или другие расстройства. В этом случае нужно идти к психиатру.
Для лечения тиков важен режим дня, исключение травмирующих ситуаций дома и в детском учреждении. Плюс медикаментозная терапия – успокаивающие препараты и физиолечение – успокаивающие ванные, массажи.О чем может говорить неусидчивость ребенка дома, в саду, в школе? Стоит ли бить тревогу или это может быть поведенческой особенностью личности?
– Стоит разграничить, какая неусидчивость. Если чрезмерная активность ребенка сопровождается нарушением внимания, агрессивностью, то это повод обратиться к специалисту.
А если ребёнок просто активный, любит много бегать и прыгать, ничего страшного в этом нет. Здесь необходимо учитывать еще и возраст ребенка. Глупо требовать от трехлетнего малыша, чтобы он по полчаса сидел и занимался.
А если ребёнок в первом классе не может высидеть 10 минут, это уже совсем другое дело.
Если ребенок не хочет общаться с другими детьми, стоит ли волноваться? Нужно ли с этим бороться?
– Если ребенок ни с кем не вступает в контакт, кроме мамы, никого не подпускает к себе, не смотрит в глаза людям, не играет в игры, не разрешает дотрагиваться до себя – стоит обратиться к специалисту.
А если ребенок играет с младшими или старшими детьми в семье, контактирует с теми, кого знает с раннего детства, но не общается с детьми в коллективе, то это может говорить просто о тяжелом адаптационном периоде.
Возможно, ему нужно чуть больше времени, возможно, он просто стеснительный. И это не значит, что нужно бежать к психиатру. Если же родителей беспокоит стеснительность ребенка, можно попробовать ходить вместе с ним в материнскую школу, в центры развития, в бассейн.
Если рядом будет мама, ребенку будет более спокойно и комфортно, и он легче адаптируется среди большого количества людей.
21.10.2019. Врач психиатр-нарколог психоневрологического отделения больницы скорой медицинской помощи им. В.О.Морзона Юлия Кирющенко
Что вы скажете тем родителям, которые боятся вести ребенка к психиатру, потому что его чадо кто-то назовет ненормальным?
– Во-первых, не бойтесь приводить детей, особенно если что-то беспокоит: всегда лучше раньше помочь ребенку, чтобы это не перешло в более тяжелое заболевание. Во-вторых, психиатрия – это очень конфиденциальная область медицины. Все, что происходит в стенах кабинета, не выходит за его пределы.
Детский психиатр
Детский психиатр — специалист, в обязанности которого входит диагностирование, лечение и предупреждение психических расстройств у маленьких больных. задача врача заключается в социальной адаптации ребенка, сохранности его личности.
Обращаться за профессиональной помощью необходимо при появлении у детей первых же настораживающих признаков, ведь успешность последующей терапии во многом зависит от своевременной постановки диагноза и начала лечебного курса.
В чем заключаются особенности работы специалиста?
В компетенцию детского психиатра входят различные виды душевных заболеваний, психоневрологических расстройств у маленьких пациентов. Этот специалист имеет высшее медицинское образование, владеет знаниями в области детской психиатрии. Терапия разрабатывается индивидуально с учетом не только поставленного диагноза, но и возрастной категории, личностных особенностей маленького больного.
Помимо лечения психических расстройств, в обязанности детского психиатра входит разработка профилактических мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологических процессов, обострения заболеваний, формирование гармоничной, полноценно развитой личности малыша.
Чем отличаются психолог и психотерапевт?
Основным отличием детского психиатра от психолога является наличие высшего медицинского образования. Кроме того, врач устанавливает диагноз, проводит лечебный курс, используя современные методики, включающие медикаментозную терапию.
В обязанности детского психолога входит решение эмоциональных и поведенческих конфликтов, помощь в социальной адаптации и личностном развитии, проведение различных тренингов. Но лечением психических расстройств этот специалист н занимается.
При подозрении на серьезные патологии психолог может направить маленького пациента к детскому психиатру для постановки диагноза и разработки оптимальных методов лечения.
Психотерапевт — специалист, работающий преимущественно на частной основе. Для борьбы с психическими расстройствами доктор использует исключительно методы психотерапии, без лекарственных препаратов и госпитализации.Поэтому при проявлении у малыша серьезных нарушений в психическом развитии лучше всего обращаться именно к детскому психиатру, в силу более высокой квалификации и широко спектра применяемых лечебных методик.
Какие заболевания лечит доктор?
В специализацию детского психиатра входят следующие виды психических расстройств у маленьких пациентов:
- умственная отсталость;
- поведенческие расстройства;
- депрессивные состояния;
- шизофрения;
- аутизм;
- эпилептический синдром;
- фобии;
- навязчивые состояния, галлюцинации;
- пищевые расстройства (булимия, анорексия);
- маниакально-депрессивный психоз;
- расстройства сна;
- панические атаки;
- нарушения мышления, памяти, мировосприятия;
- неврозы, психоз, психопатия, неврастения;
- ипохондрия.
Данные патологические состояния поддаются корректировке при своевременном обращении к психиатру.
С какими признаками и состояниями необходимо обращаться к специалисту?
Внеплановая консультация ребенка у детского психиатра необходима при проявлении следующих настораживающих признаков:
- страхи, беспричинная повышенная тревожность, нервозность;
- судорожные приступы;
- проявления истерии, приступы агрессии;
- отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное чувство голода;
- постоянная бессонница или чрезмерная сонливость;
- суицидальные попытки;
- проблемы в общении с родителями, педагогами, сверстниками;
- задержки умственного и речевого развития;
- патологические фантазии, не восприятие реальных событий;
- неспособность к запоминанию новой информации;
- заикание на фоне перенесенного психоэмоционального потрясения;
- энурез и энкопрез (недержание мочи и кала).
При проявлении у ребенка хотя бы одного из перечисленных выше симптомов необходимо отвести его на прием к доктору. Своевременное обращение к психиатру позволит избежать многочисленных осложнений, дальнейших патологических изменений в детской психике и повысит результативность лечения.
В обязательном порядке дети посещают психиатра перед поступлением в первый класс.
Методы диагностики
Прием у детского психиатра начинается с опроса маленького больного, его родителей, изучения присутствующей симптоматики, результатов собранного анамнеза, в том числе и семейного.
С целью постановки точного диагноза и разработки грамотного лечения пациенту могут быть назначены следующие виды дополнительных исследований:
- электроэнцефалография;
- компьютерная, магнитно-резонансная томография головного, спинного мозга;
- сканирование мозговых сосудов;
- ультразвуковое обследование головного мозга.
Кроме того, психиатр может отправить ребенка к другим узкопрофильным специалистам для проведения консультации и выявления причин психического расстройства.
Методы терапии
Лечение психических расстройств у детей проводится по индивидуальной схеме с учетом поставленного диагноза, возрастных особенностей ребенка. В большинстве случаев предлагается проведение терапии в амбулаторных условиях. Госпитализация требуется в тех случаях, если ребенку нужен постоянный уход, наблюдение специалистов, определенные условия, которые невозможно обеспечить на дому.
В борьбе с душевными заболеваниями у маленьких пациентов детские психиатры делают особый акцент на работе с психоэмоциональным состоянием ребенка. В этом плане прекрасные результаты дают психотерапевтические методики.
В некоторых случаях требуется курс медикаментозной терапии. Все препараты необходимо принимать только по врачебному предписанию, строго соблюдая схему приема и рекомендованную дозировку.
Большое внимание уделяется личностному развитию, социальной адаптации детей, имеющих психические расстройства. Поэтому детские психиатры занимаются коррекцией образа жизни маленьких больных, проводят отдельную работу с их родителями.
Важно понимать, что психиатрическое лечение детей проводится только с согласия родителей, а по достижении пациентом 15 летнего возраста — при согласии самого пациента.
Современные специалисты не ставят ребенка на учет принудительно, родители всегда могут отказаться от госпитализации. Кроме того, лечение психиатрических заболеваний проводится анонимно, предполагает соблюдение врачебной тайны. Поэтому не стоит волноваться о том, что, если родители отведут ребенка к психиатру, об этом узнают в детскому саду или школе.
Рекомендации специалиста
Специалисты в области детской психиатрии подчеркивают, что личность ребенка формируется на протяжении первых 3 лет его жизни. В этот период важно максимально общаться с малышом, уделять максимум времени его развитию.
После достижения трехлетнего возраста нужно давать ребенку право выбора, определенную свободу. Большое значение для полноценного личностного развития малыша играет равное участие в воспитательном процессе как матери, так и отца. Применение разных подходов воспитания учит ребенка мышлению и самоанализу.
Собеседование у психолога при приеме ребенка в школу, Начальная школа
Процесс приема в школу – это достаточно непростая для ребенка процедура, к которой желательно подготовиться заранее. И в этом вам поможет данная статья, в которой мы постарались высветить основные моменты собеседования у психолога при приеме детей в школу.
Не секрет, что сейчас при приеме ребенка в школу к будущему первокласснику предъявляются очень высокие требования.
Если еще 30 лет назад малыш мог спокойно поступить в начальную школу, не умея ни считать, ни читать, то сегодня эти умения считаются не просто нормой, а обязательным условием приема в образовательную организацию.
Поэтому многие родители стараются уделить большое внимание подготовке ребенка к школе: кто-то делает это самостоятельно дома, а кто-то отправляет малыша на платные дополнительные занятия в развивающих центрах или на курсах, организованных при начальной школе.
Отметим, что на дополнительных занятиях педагоги обучаются детей по специальной образовательной программе, которая включает в себя помимо базовых занятий по счету и чтению, такие направления подготовки, как развитие речи, психогимнастика, обучение грамоте, математическое моделирование.
При приеме в школу малыш также должен будет пройти собеседование у психолога, задачей которого является выявление уровня подготовки ребенка к школе и степени развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи.
При этом, если не умение считать или читать ребенку еще могут простить, то положительный вердикт психолога – это основополагающий фактор. То есть, как вы, наверное, уже поняли, процесс приема в школу – это достаточно непростая для ребенка процедура, к которой желательно подготовиться заранее.
И в этом вам поможет данная статья, в которой мы постарались высветить основные моменты собеседования у психолога при приеме детей в школу.
Как проходит собеседование у психолога?
Собеседование у психолога, как правило, длится около 30-40 минут. Обязательным условием собеседования является присутствие одного из родителей, поскольку во-первых, таковы требования Закона, а во-вторых, ребенок в таком случае чувствует себя более комфортно и уверенно. При себе необходимо иметь папку-скоросшиватель с файлами (5 шт.) и листы бумаги формата А4 (10 шт.).
Родители заполняются карточку-анкету, в которой предоставляют основную информацию о себе (ФИО, дата рождения, место работы и должность, образование), указывают состав семьи, обеспеченность жильем (в том числе требуется сообщить, имеет ли ребенок собственную комнату, спальное место и рабочий уголок), описывают, чем занимается ребенок в свободное время, имеет ли проблемы со здоровьем и т.д.
После окончания «официальной» части собеседования у психолога, наступает время непосредственного общения специалиста с ребенком. Будущему первокласснику задают несколько общих вопросов и просят выполнить ряд заданий.
Основные вопросы при собеседовании у психолога
Вопросы школьного психолога могут варьироваться в зависимости от квалификации специалиста и его ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, существует ряд основных вопросов, которые, скорее всего, обязательно прозвучат. И если заранее их с ребенком «прорепетировать», то ваш малыш сможет поступить в школу без особых проблем.
Итак, желательно подготовить ребенка к следующим вопросам:
- Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
- Сколько тебе лет? Назови дату рождения? Какое сейчас время года?
- Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
- Где ты живешь? Назови свой адрес.
- Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Ты хочешь учиться в школе? Почему?
В разных учебных заведениях могут быть и другие несложные вопросы, на которые ребенок 6-7 лет обычно знает правильный ответ:
- Посчитай от 1 до 10 и обратно.
- Что меньше (больше) — 2 или 5?
- Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
- Какие дни недели тебе известны? Месяцы года?
- Какое сейчас время года? Почему ты так решил? и др.
Основные задания, выполняемые ребенком при собеседовании у психолога
После устного тестирования, школьный психолог предлагает ребенку выполнить ряд заданий. Особой популярностью у специалистов пользуются такие задания:
Психолог просит малыша нарисовать на листе бумаги человека (здесь специалист будет оценивать местоположение рисунка на листе, толщину линий, насколько прорисованы детали рисунка: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, нос, глаза, брови на лице, уши).
Ребенку предлагают продолжить предложение: «Сейчас светло, значит…», «Утром мы завтракаем, а днем…» и т.д.
Специалист предлагает малышу сыграть в игру. Психолог задает вопросы, а малыш должен отвечать на них так, как захочет, но нельзя использовать «запрещенные» слова: «да» и «нет». Например, «Ты любишь играть?» (ребенок должен отвечать: я люблю играть), «Тебе нравится болеть?» (мне не нравится болеть) и т.д.Задание на знание геометрических фигур включает в себя не только вопросы типа: «Какие геометрические фигуры ты знаешь?» и «Перечисли геометрические фигуры», но и выполнение теста на логику. На листе бумаги расположены в ряд геометрические фигуры с рисунком внутри, необходимо дорисовать пропущенные фигуры, а также нарисовать нужный рисунок внутри фигуры.
Психолог просит ребенка разложить карточки в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Кроме того, ребенок должен озвучить свой рассказ.
Специалист называет ряд слов: лес, вода, хлеб и т.д. (всего 10 слов). Ребенок должен повторить все слова. Если ребенок не может их вспомнить, психолог повторяет слова, затем просит назвать их снова. Для прохождения этого задания ребенку дается три попытки.
Психолог раскладывает перед ребенком картинки (всего 10 шт.), просит малыша внимательно рассмотреть их и запомнить, а затем картинки убираются. Будущему первокласснику предлагают назвать все картинки, которые он вспомнит. При необходимости задание повторяется несколько раз.
Для выяснения математических способностей ребенку предлагают решить несложные математические примеры (на сложение и вычитание).
Мелкая моторика, аккуратность и способность к концентрации внимания проверяется путем просьбы вырезать картинку по линии.
Еще одно обязательное задание представляет собой тест с лишними картинками. Ребенку необходимо исключить лишний предмет из ряда карточек. Например, на карточке изображены животные: корова, коза, лошадь и кот. Требуется найти лишний предмет и объяснить свой выбор.
Психолог предлагает ребенку выполнить графический диктант на листе в клеточку. Специалист диктует маршрут движения от определенной точки: например, три клеточки вверх, одну – вниз, две – влево, три – вправо и т.д. Затем ребенок должен нарисовать полученный рисунок ниже, но таким образом, чтобы он смотрел в другую сторону.Как видите, перечисленные выше вопросы и задания, направленные на определение готовности ребенка к школе, не такие уж и сложные.
И любой мало-мальски подготовленный малыш может с легкостью пройти собеседование у школьного психолога.
Главное, не волноваться, систематически заниматься подготовкой ребенка к школе (в том числе, используя упомянутые нами вопросы и задания), но при этом не ограничивать его готовыми ответами и шаблонами.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Нам сказали: «Встаньте на учёт к психиатру…» | Милосердие.ru
Когда Кириллу исполнилось шесть с половиной, родители записали его в первый класс. Но учёба «не пошла». С детства Кирилл так и не научился выговаривать несколько букв, и вообще больше молчал, а буквы в его тетрадках упорно не хотели писаться так, как показывал учитель.
Педагоги школы стали всё чаще произносить «ПМПК». Родители сопротивлялись: «У нас просто застенчивый ребёнок, перерастёт», — но потом решили на комиссию сходить. Тем более что все решения комиссии рекомендательные. Но на комиссии услышали: «Вам бы на учёт к психиатру».
Дома – драма. «Что же, наш ребенок – псих?»
ПМПК на учёт не направляет
Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов:
— ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) не может направить ребёнка на учёт к психиатру, у неё другое назначение. ПМПК даёт заключение о создании специальных условий обучения, об образовательном маршруте и программе, по какой ребёнку рекомендовано обучаться.
Заключения комиссии носят рекомендательный характер, окончательное решение о том, как будет учиться ребёнок, всё равно остаётся за родителями.
По итогам врачебной комиссии может прозвучать устная рекомендация показать ребёнка психиатру.
Если ребёнку нужна психиатрическая помощь, уклоняться от неё не стоит. Помните, консультация психиатра — это еще не учет.
Родители видят ребёнка каждый день и, случается, привыкают к некоторым его особенностям, на которые у врачей может быть свой взгляд. Например, задержка психо-речевого развития может свидетельствовать о серьёзных проблемах. К сожалению, существует и агрессия, и аутоагрессия. Такой ребёнок может причинить вред себе или другим детям в школе. И такой ребёнок должен получать помощь.
С советских времён, когда психиатрия была, в том числе, карательной, мы её боимся. Но сейчас нужно относиться к ней разумно. Правильно подобранные методики и препараты, данные вовремя, принесут ребёнку пользу.
Разумеется, он не сможет работать пилотом или сотрудникам МЧС, но это не значит, что он не сможет овладеть другими профессиями.
К тому же психиатрические диагнозы сейчас закрыты, зашифрованы и защищены законом о психиатрической помощи и законом о сохранении врачебной тайны так, что даже родителям документы из больницы выдаются в закрытом конверте.
Данные о том, что ребёнок стоит на учёте или его диагнозе нигде не записываются. Все сведения о диагнозе и постановке на психиатрический учёт сохраняются только внутри системы психиатрической помощи.Конечно, есть случаи, когда закон не соблюдается, но мы с этим боремся.
Но даже ребёнок, причинивший вред другому, не может быть поставлен на учёт без согласия родителей. В случаях тяжёлых преступлений на лечение может направить суд.
Если ребёнок своим поведением наносит вред окружающим и страдает сам, но родители его признавать ситуацию не хотят, школа может обратиться в органы опеки, для защиты прав прежде всего этого ребенка на надлежащую медицинскую помощь и образование.
В России нет профессии «детский психиатр»
Елена Багарадникова. .com
Елена Багарадникова, исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»:
— Я прекрасно понимаю родителей, которые пытаются психиатров избежать. Ведь детской психиатрии как специальности у нас фактически нет. От Запада мы здесь отстаём на несколько десятков лет.
И все же в большинстве случаев психиатра никто не заменит. Родители далеко не всгда могут заметить и вовремя распознать болезнь. И уж совсем не знают иногда, куда с чем обращаться.
На какие-то психические проблемы у ребёнка способен указать грамотный невролог, но всё равно за постановкой диагноза в ряде случаев необходимо направить к психиатру.
Некоторые сопутствующие проблемы с речью поможет решить логопед, и он же заметит проблемы, по поводу которых может порекомендовать обратиться к психиатру. Направить за консультацией к психиатру может даже педиатр, но сейчас у него для этого недостаточно инструментов скрининга.
Можно ли сохранить диагноз в тайне?
Елена Багарадникова:
— У нас есть законы о личной и врачебной тайне. Но наши законы устроены так, что сами себе противоречат. Например, когда мы приходим на ПМПК, мы приносим туда открытые формулировки диагнозов. То есть, на самой комиссии оглашаем конфиденциальные сведения, которые сообщил нам врач.
Если ребёнок с РАС, его заболевание будет упомянуто прямо в типе учебной программы. Здесь сохранить тайну диагноза не получится.
С другой стороны, независимо от бумаг и диагнозов, если ребенок уже учится в школе и, например, медленно читает, думает и плохо говорит – педагоги всё равно заметят.
И если родители будут настаивать на том, что ребёнок нормотипичен, требовать с него начнут по норме. Ребёнок пострадает.
Часто родители боятся, что диагноз запишут ребёнку в школьную медицинскую карточку, его прочитает школьная медсестра, это станет известно от нее другим взрослым и детям, и ребенка задразнят в школе.
Но гораздо вероятнее, что ребёнка задразнят просто оттого, что увидят и не поймут особенности самого ребёнка, а не его диагноз.
То же самое произойдёт при поступлении ребёнка в институт – он не во всех случаях сможет успешно сдать экзамены или после обучения не сможет работать по какой-то специальности в силу его собственных дефицитов, если они не были учтены при выборе профессии.
С какими проблемами могут направить к психиатру
Елена Багарадникова:
— Списка проблем, с которым посоветуют обратиться к психиатру, как такового, нет. Каждый специалист оценивает особенности в своей сфере, и если он видит, что «проблемы в голове», он пошлёт к специалисту, который должен разбираться, что в голове происходит.
Если у ребенка плохо развивается речь, это повод для обращения к психиатру. ЗПР (задержка психического развития) – это, несомненно, диагноз, связанный с различной степенью когнитивных нарушений, и для постановки этого диагноза надо посетить психиатра.
К психиатру также могут отправить безречевого ребёнка, ребёнка с поведенческими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы. стереотипиями или эхолалиями и т.п.
Сотрудники ПМПК, которые рекомендуют обратиться к психиатру, должны объяснить цель этого посещения. Например, для того, чтобы официально установить диагноз. Или чтобы уточнить основной или сопутствующий диагноз.Какие диагнозы могут быть поставлены ребёнку
Психических заболеваний в одном только перечне МКБ — сто разных наименований. Некоторыми из них болеют взрослые, но часть диагнозов, такие как расстройства развития языка и речи, специфические расстройства развития учебных навыков, могут быть поставлены и ребенку.А вот популярные СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактвности) и УО (умственная отсталость) – на самом деле не заболевания, а синдромы. То есть наборы симптомов, имеющих разное, не всегда психиатрическое, а например, неврологическое или другое происхождение.
Как правило, УО и СДВГ – не основной диагноз в карточке ребёнка, а сопутствующий, он «прилагается» к другому заболеванию, которое и стало причиной синдрома. Если это заболевание, конечно, смогли выявить.
Как обратиться к психиатру бесплатно и можно ли сняться с учета
Порядок обращения к психиатру в Москве различается для детей, имеющих временную и постоянную регистрацию.
Услуги психиатров не входят в ОМС. Дети с временной регистрацией смогут получить в поликлинике справки от других врачей, а за заключением психиатра их, скорее всего, направят в платные отделения клиник.
Однако есть совершенно законный и простой способ получить всё необходимое бесплатно.
Ребёнка с немосковской регистрацией можно показать любому психиатру из федерального центра, где всех россиян обязаны принять бесплатно. В федеральную клинику можно прийти без направления.
Для детей с московской регистрацией можно получить заключение в детских отделениях психо-неврологических диспансеров (ПНД), либо в двух психиатрических детских больницах – НПЦ ПЗДП им. Сухаревой (бывшая шестая больница) и НПЦ ДП (бывшая восемнадцатая больница). Оба центра обладают необходимым штатом врачей, чтобы провести комплексное обследование.
При этом обращение в восемнадцатую больницу вообще не предполагает «учёта» (она не связана с системой ПНД), а на сайте шестой больницы особо отмечено: «Если вы не хотите психиатрического учёта для своего ребёнка, можете написать заявление об отказе от учёта в самой больнице или в ПНД».
Также сразу после амбулаторного приёма в больнице можно написать заявление: «Прошу отправить карту моего ребёнка в архив». Причём это можно сделать независимо от тяжести диагнозов, которые установили у ребёнка.Даже если на учёт вы встали, в любой момент можете написать заявление о снятии с учёта в ПНД.
Что рекомендует ПМПК
Сейчас нет программ «коррекционных», они называются общеобразовательные адаптированные программы и бывают восьми видов: I. Для слабослышащих и глухих; II. Для глухонемых; III. Для слепых; IV. Для слабовидящих; V. Для детей с нарушениями речи (заикание); VI.
С неврологическими и психиатрическими проблемами (ДЦП, спиномозговые и черепно-мозговые травмы); VII. Для СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) и ЗПР (задержка психического развития); VIII Для УО (умственная отсталость); IX. С РАС (расстройствами аутистического спектра).
Каждая программа имеет четыре уровня.
Например, программа 6-1 – это адаптированная программа для опорников, цензовая, рассчитанная на сроки, в которые осваивает школьную программу обычный ребёнок.
(Цензовыми называются программы, после которых ребёнок может сдавать ОГЭ или экзамен в классической форме и получить после окончания школы аттестат.)
VI-2 – это цензовая программа с освоением в пролонгированные сроки (5 или 6 лет в начальной школе).
VI-3 – это программа нецензового уровня. У ребёнка, которому рекомендован такой уровень обучения, к проблемам с опорно-двигательным аппаратом присоединяется легкая умственная отсталость. В школе он осваивает навыки не столько академические, сколько бытовые и профессиональные.
VI-4 – адаптированная программа для детей с двигательными нарушениями и тяжелой или глубокой умственной отсталостью, где овладение жизненными компетенциями преобладает.
Для детей с тяжелой умственной отсталостью иили тяжелыми множественными нарушениями разрабатывается СИПР – специальная индивидуальная программа развития.
Третий и четвёртый уровни предполагают выдачу свидетельства об окончании школы при условии сдачи экзамена по труду.
Справку же, которой так боятся родители, получают дети, которые не смогли сдать итоговую аттестацию, или же дети с тяжелыми множественными нарушениями, для которых дальнейшее профессиональное обучение не является приоритетом.
Дети, получившие свидетельство об окончании школы поступают в колледжи на бюджетные места, без конкурса. В Москве также есть колледжи, куда принимают детей и со справками.Иллюстрации: Оксана Романова
Психиатр на детском медосмотре
3 февраля 2014 года в школе №263 в Москве произошло стрельбище с участием психически больного подростка. Это был первый «колумбайн» в России, что вовлекло в резонанс все уровни исполнительной власти. Подростка отправили на принудительное лечение, никого не посадили и где-то в этот момент опер всплакнул, ибо старался зря.
Отсутствие виноватого никак не уложилось в головах властей и специалистам из НИИ им. Сербского задали провокационный вопрос: «А если бы у подростка своевременно выявили шизофрению, то трагедии можно было бы избежать?». «Возможно», уклончиво ответили им. И, вуаля!
Бумага всё стерпит, и врач-психиатр был включен в перечень специалистов диспансеризации детского населения начиная с года.
Интересно, что звучат такие специалисты, как «врач-психиатр детский», «врач-психиатр подростковый». К слову, в номенклатуре нет такой врачебной специальности, но зато имеется такая должность в приказе.
Должности такие есть не везде, да, и так как специальности такой нет, занимать их может кто попало.
Например, в одном известном нам регионе самокритичные специалисты отказались участвовать в данном балагане.
В итоге их массово согнали на цикл лекций по «Детской и подростковой психиатрии», а затем индивидуально обрадовали, ну, всё, мол, ты теперь и детский психиатр, и подростковый, и жнец и на дуде игрец.
Проводи диспансеризацию!
Диспансеризация закладывается из фондов ОМС, а напротив строки «психиатр» указано «00 рублей 00 копеек». Под этим предлогом местами удается «держать оборону» и отлынивать от этой «священной обязанности».
В 2015 году, федералы включили соизмеримое количество посещений в госзадание (разумеется, без увеличения финансирования и ввода дополнительных ставок, скажем, в детские поликлиники). Дабы выполнить план и не получить штраф на учреждение, пришлось эти медосмотры проводить.
Психиатру одной из центральных районных больниц приходилось принимать 20-60 медосмотров в день (это помимо реально больных детей и взрослых).Во многих регионах введена электронная документация, на её оформление уходит в среднем 2 минуты, это если ничего не писать, а использовать заготовленные клише. Как вам качество ведения медицинской документации?
Выглядит это вот так.
Да, это кабинет невролога. Добавьте в очередь несколько характерных персонажей, возможно в сопровождении сотрудников УВД или санитаров и будет точь-в-точь.
А вот это из опыта — специальный день для выезда в районы, осмотр на местах до 200 детей в день вместе с педиатром и хирургом.
Если хочешь расправиться с дитями до утра, нужно задавать только три вопроса: «Как тебя зовут?», «В каком классе учишься?» «Как у тебя дела?».
В таких условиях получается выявить, в лучшем случае, грубое расстройство, вроде психоза или слабоумия. Повторимся, что подобные дела в состоянии заподозрить не то что педиатр или педагог, но даже уборщик в школе или поликлинике, просто проходя мимо ребенка.
Не заметить у ребенка/подростка психоз или слабоумие может только больной родитель, а «вменяемый» не будет ждать медосмотра, когда их ребенок болтает с «голосами», лакает из миски (якобы он — “котенок»), коллекционирует экскременты животных или молчит в 5-ть лет и, мыча мажет стены калом.
Вообще, родители, приходя на медосмотр всегда занимают оборонительную позицию. Они во всеоружии, готовы до последней капли крови оборонять своего ребеночка от злодея-психиатра (который только и ждёт, как «поставить на учёт» и «сделать овощ» из любого, кто попал в поле зрения.
Церковь саентологии тоже подливает масла в огонь.
Вот их инструкция «как уберечь детей от попадания к психиатрам», а вот видеоролик «Осторожно! Психиатры в школе!» от какой-то тётеньки, зарабатывающей деньги на том, чтобы отговаривать психически больных не лечиться (кстати, судя по расценкам, тётенька зарабатывает побольше, чем мы за то, чтобы уговорить больного лечиться). Как нас тут у входа в школу ещё с вилами не встречают после таких роликов!
Один коллега — детский психиатр рассказал нам, что за 4 года подобной практики ни одна из рекомендаций, данных на медосмотрах выполнена не была. Не было выявлено ни одного заболевания.
Тут такая штука, выставить диагноз и завести карту — это же согласие нужно (про время мы уже сказали). Адекватные родители уже получали к моменту медосмотра помощь в полном объеме, если она была необходима.
Остальные приходили позже, через год, по настоянию школы, органов опеки и других специалистов. Иногда, с ними уже был тот пушистый арктический зверь, что не лечится. Когда напоминаешь про свои рекомендации, данные на медосмотре, смотрят снисходительно пустыми глазами.С течением времени перестаешь эмоционально реагировать и давать рекомендации, тогда появляется сноровка, и начинаешь ловко укладываться в госзадание по медосмотрам.
Зачем и кому всё это нужно.
Хватит ныть, иди работай. Взрослых он ежегодно осматривает, а дети чем хуже!?
Единственная практическая польза от всего этого — общение со здоровыми детьми. Работая только с больными, начинаешь забывать, как выглядит здоровый ребенок в том или ином возрасте, глаз «замыливается». Но это не стоит и десятой части рабочего времени, которое можно посвятить тем, кому оно действительно нужно!
Зато теперь к уголовному делу психически больного подростка-«колумбайниста» можно приложить листик медосмотра с подписью психиатра и объявить на всю страну, что трагедия произошла вследствие ненадлежащего исполнения им профессиональных обязанностей. На два года одним специалистом-бракоделом станет меньше. Пара сотен посообразительней свалят из бюджета. Замечательная мера профилактики!
PS: С 1 января 2018 года больше не проводится медосмотр детей, поступающих в образовательные учреждения. Обязательный осмотр психиатра включен в диспансеризацию детей 2, 6, 14, 15, 16 и 17 лет.
Общий случай медосмотра будет оплачиваться врачам иных специальностей, даже если кто-то из специалистов (например, психиатр) пройден не будет. Психиатрам по госзаданию оплачено навскидку в 5 раз меньшее количество посещений, чем требуется для охвата медосмотрами вышеперечисленных групп детей.
Соответственно, они должны будут проводить эти медосмотры бесплатно. Вероника Игоревна, может быть завяжем уже?
Подписывайтесь на канал в Telegram @psycho_killers.Самое интересное от нашей команды здесь. Наша группа .