Ребенок (2г1м) после сна не встает на ножки
Содержание
Вертикальное положение: как научить ребенка уверенно стоять без опоры?
Каждый ребенок индивидуален и развивается в собственном ритме.
Взрослые могут ускорить развитие, оказав младенцу физическую и моральную поддержку.
В связи с этим возникает вопрос, как научить ребенка стоять без опоры.
У каждого ребенка – свой план развития. Большинство детей начинают подниматься в 7 месяцев, а к 8-ми – уверенно стоят на ногах.
Некоторые делают попытки еще раньше, что обусловлено крепкими от рождения мышцами и позвоночником. Все вышеперечисленное не касается недоношенных и ослабленных детей. Они начинают позже переворачиваться, садиться и стоять, но это не является отклонением от нормы.
Не рекомендуется поторапливать ребенка, нервничать и повышать голос, если у него что-то не получается. Малыш обязательно встанет и пойдет, но чуть позже.
Однако есть и медицинские нормы – крайние сроки, в которые малыш должен освоить тот или иной навык:
Как помочь малышу?
Многие родители задумываются о том, как научить ребенка стоять без опоры. Все, что нужно сделать – это приступить к занятиям и начать с малого. Суть заключается в том, чтобы заменить предметы, за которые обычно держится малыш, на родительские руки.
Во время обучения важны три составляющие:
- проявление внимания. Ребенка сажают на пол напротив себя и протягивают к нему руки, побуждая схватиться за них и встать. В этот момент нужно поддерживать малыша, разговаривать с ним и хвалить его. Можно напевать песенки или рассказывать тематические стишки;
- доверие. Дети полагаются на взрослых гораздо больше, чем на себя. Поэтому они не хотят отпускать руку мамы или папы и держатся за нее изо всех сил. Задача заключается в том, чтобы ненадолго убрать ладонь (достаточно нескольких секунд), но продолжать стоять рядом с ребенком. Это покажет ему, что родители всегда находятся поблизости и готовы в любой момент прийти на помощь;
- поддержка. После того как ребенок продержался на ногах несколько секунд, нужно протянуть ему руки и аккуратно усадить.
Когда малыш пытается сохранить равновесие, необходимо следить за тем, чтобы он не упал. Иначе кроха запомнит свою неудачу, а также страх и боль. Это надолго отобьет у него желание стоять без опоры, а процесс обучения затянется.
Прежде чем делать гимнастику, нужно показать ребенка невропатологу и ортопеду. Если малыш здоров, можно приступать к выполнению упражнений. Занятия в игровой форме развивают мускулатуру и многие физические навыки.
При обучении используют:
- специальные качели-попрыгушки. Ребенка помещают в сиденье, а верхнюю часть фиксируют на домашнем турнике или межкомнатной двери с помощью крюка. Качели оснащены резинкой, которая позволяет малышу прыгать и оставаться на ногах. Результатом становится укрепление позвоночника, мускулатуры икр и бедер;
- фитбол. Занятия на гимнастическом мяче тренируют вестибулярный аппарат, учат удерживать равновесие. Малыша кладут на гимнастический мяч вниз животом и двигают в разные стороны (вперед, назад, вправо, влево). При этом наблюдают за его самочувствием и настроением. Если ребенок начинает капризничать, занятия прекращают;
Некоторые дети стоят возле опоры и не хотят отпускать ее. В этом случае можно пойти на хитрость: поманить малыша любимой игрушкой или другим предметом.
Вещь должна быть достаточно крупной (в таком случае ребенок потянется к ней обеими руками и перестанет держаться за опору). В этот момент родители должны подхватить малыша, чтобы он не упал. Даже кратковременное удержание равновесия является достижением.
Массаж для укрепления мышц
Чтобы ребенок научился стоять и ходить, нужен комплексный метод. Хорошо развивают мускулатуру процедуры массажа. Они активизируют кровообращение в мышцах, укрепляют их, подготавливают конечности к предстоящим нагрузкам.
Выполнять их может человек с медицинским образованием или родители (если нет возможности записаться к профессионалу). Рекомендуется посетить хотя бы 2 сеанса и понаблюдать за тем, какой массаж делает врач. Процедуры могут существенно отличаться в зависимости от тонуса мышц (нормальный, повышенный, пониженный).
Общеукрепляющий массаж делают здоровым детям. Для этого ребенка кладут на кровать или пеленальный стол (главное, чтобы малышу было мягко, тепло, удобно) и раздевают.
В ладонях растирают каплю детского гипоаллергенного масла так, чтобы оно приобрело комфортную температуру. Процедуру начинают с ног – аккуратно массируют каждый пальчик, пятку, ступню и тыльную сторону.
Затем переходят на икры, бедра. Движения должны быть поглаживающими, мнущими, трущими. Не стоит нажимать слишком сильно. Массаж должен быть приятным и безболезненным. После нижних конечностей переходят на верхние – гладят ладони, руки, плечи.Круговыми движениями массируют живот для лучшего пищеварения, затем обрабатывают грудь и спину (главное – не оказывать воздействия на позвоночник). Шею гладят осторожно, не без сильного давления. Если есть какие-либо нарушения в этой области (например, наклонное положение головы с поворотом в ту или иную сторону), нужно закончить массаж в районе спины.
Воздействовать на зону между лопатками и головой при кривошее может только доктор. После массажа полезно сделать упражнение «велосипед», выложить ребенка на живот, поставить его на ножки или усадить на качели-попрыгушки.
Если есть время и возможность, рекомендуется опустить малыша в ванну, надев на его шею специальный плавательный круг для младенцев. В воде ребенок не чувствует собственного веса, что позволяет ему самостоятельно перемещаться и двигать ножками.
Все перечисленные упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат и приближают момент, когда малыш начнет уверенно стоять на полу без опоры.
До 12 месяцев малыш должен пройти три оздоровительных курса массажа – после 3 и 7 месяцев, а также в 1 год. Каждый комплекс массажа приводит к определенному результату: после первого ребенок начинает переворачиваться, второго – ползать, третьего – стоять и даже ходить (зависит от физического развития).
Существует несколько полезных рекомендаций для родителей:
- не форсировать события. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Важно дождаться того дня, когда малыш будет готов стоять без поддержки. Это произойдет, когда его мускулатура (в частности, ног и спины) окрепнет. Если ребенок самостоятельно встает из положения сидя, значит, его мышцы достаточно развиты;
- подготовить место для занятия. Научить малыша стоять самостоятельно можно не только на полу, но и на любой другой поверхности. К ней предъявляются два условия: она должна быть устойчивой и иметь защиту от падений. Зону занятий можно отгородить мягкими игрушками и подушками. В этом случае малыш не упадет, если родители будут находиться рядом.
Как научить ребенка ходить самостоятельно:
Большинство детей встают на ноги к 7-8 месяцам, а в год уже ходят самостоятельно. Если процесс по какой-то причине затягивается и ребенок старше полутора лет еще не встает на ножки, рекомендуется обратиться к врачу и пройти полное обследование.
В остальных случаях нужно действовать аккуратно и терпеливо, оказывая ребенку всяческую поддержку. Одни дети начинают стоять без опоры через несколько дней обучения, другие – спустя недели и даже месяцы.
Ребенок ходит на мысочках
Наш ребенок ходит на мысочках, что делать? Такой вопрос нередко задают мне родители на консультации. Ведь очень важно чтобы малыш во время стояния и спокойной ходьбы полностью ставил стопу на поверхность. Не только мысок, но и пятка обязательно должны соприкасаться с опорой.
Опора только на один мысок и приподнимание пятки при стоянии допускается, например, когда ребенок тянется, чтобы увидеть или достать нужный ему предмет. Увидев или достав то, что его интересовало, он опять должен встать, опираясь на полную стопу. Неполная опора во время движения бывает при беге, либо во время эмоционального всплеска при быстрой ходьбе.
Но в спокойном состоянии, малыш должен ходить, ставя ножки на полную стопу.
Тесты для диагностики
Если ребенок ходит на мысочках, то для начала необходимо определить, является ли опора на мысочки следствием выражения эмоций или это патологически повышенный мышечный тонус? Для этого проведите следующий тест: положите малыша на спину на стол или диван, выпрямите его ноги и придержите их своей рукой в области коленных суставов, прижимая к поверхности стола или дивана. Другой рукой произведите сгибание стоп до образования прямого угла.
Тест для определения тонуса икроножных мышц
Тест на определение тонуса икроножной мышцы. Сосредоточьтесь на производимых вами движениях в суставах ребенка. Если при выполнении теста вы почувствовали мышечное сопротивление, которое затрудняло или ограничивало движение в голеностопном суставе, то имеет место повышенный тонус или спазм икроножной мышцы.
Эта мышца не дает пятке опуститься на поверхность при ходьбе или стоянии ребенка. В момент проведения теста у ребенка могут поджиматься пальцы стопы, напрягаться мышцы задней поверхности бедер и туловища, возникать неприятные ощущения.
Если в ходьбе на мысочках виновата повышенная эмоциональность ребенка, и тонус мышц не изменен, то во время проведения теста вы не почувствуете выраженного мышечного сопротивления движению. От причины, которая привела к ходьбе ребенка на мысочках, будет зависеть выбор рекомендаций для исправления положения стоп.Бывают ситуации, когда ходьба на мысочках связанна с родовой травмой и неврологической симптоматикой. В этом случае понадобится консультация врача-остеопата, детского невролога.
Это важно!
Ошибочно думать, что те малыши, которые ходят на мысочках, с возрастом сами научатся правильно ходить. Ходьба на мысочках может продолжаться даже в школьном возрасте.
А это значит, что промежуток времени, который был отпущен ребенку для формирования сводов стоп и правильной походки, хорошей осанки, ровных ног, он проходил на мысочках. Следовательно, вряд ли все перечисленное у него сформируется правильно.
С первого момента, как только вы заметили, что ребенок стал ходить на мысочках, нужно попытаться исправить ситуацию, не дожидаясь, пока он повзрослеет. Важно понять и запомнить, что чем раньше начать занятия, тем легче будет исправить отклонения.
Как уже говорилось, вам нужно определить причину, вызвавшую такое изменение походки. Разберем, что можно сделать в домашних условиях, если ходьба на мысочках связана с повышенным тонусом икроножных мышц. Данные рекомендации можно использовать и в дополнении к неврологическому лечению.
В этом случае назначения включают:
- массаж ног и ягодичной области курсом из 10 процедур. описание приемов массажа смотрите по ссылке: массаж ног
- специальный комплекс гимнастики
- корригирующую обувь.
Возможно, что следующий курс придется повторить уже через 1,5-2 месяца, а затем еще через 3-4 месяца. Чем выраженнее проблема, тем больше курсов потребуется.
При проведении массажа и выполнении упражнений обратите внимание, что акцент надо делать на приемах для растяжения икроножных мышц, чтобы уменьшить спазм этих мышц и восстановить их растяжимость. В результате ребенку и в течение всего дня будет привычнее ходить, опираясь на полную стопу, т. е. опуская при ходьбе пятку.
Теперь можно приступить к разучиванию и выполнению комплекса гимнастики. Если ребенок ходит на мысочках, то упражнения будут способствовать поддержанию нормального объема движений в суставах ног и изменению неправильно сложившегося стереотипа походки.
Упражнение 1
Сесть на корточки, не отрывая пятки от пола. Для этого поставьте ребенка на пол, стопы должны быть на небольшом расстоянии друг от друга. Сядьте на пол напротив ребенка и зафиксируйте руками его стопы.
Попросите, а при необходимости помогите ему сесть на корточки. При этом пятки не должны приподниматься над поверхностью пола, для этого вы и придерживаете своими руками стопы ребенка в области пяток.
Повторите упражнение 5-7 раз.
Упражнение 2
Сесть на корточки с приподнятым мысками. Если у ребенка получается сесть на корточки не поднимая пятки, то в этом упражнении стоящему малышу подложите под передний отдел стопы небольшую книжку толщиной 2-2,5 см. Попросите его сесть на корточки с приподнятым мыском. Повторите упражнение 5 раз.
Упражнение 3
Качание сидя на корточках. Попросите ребенка сесть на корточки. Сами присядьте со стороны его спины. Обхватите его с боков и свои ладони подведите ему под стопы. Покачайте малыша вперед-назад, при этом приподнимая его мысочки над полом. Повторите упражнение 5-7 раз.
Упражнение 4
Упражнение «Воздушный шаг». Ребенок стоит на полу. Присядьте со стороны спины ребенка. Одной рукой придерживайте его за талию.
Другой рукой возьмите стопу малыша, согните его ногу в коленном суставе, слегка приводя на себя его мысок. Затем удерживая ногу, вы должны ей описать шаг в воздухе.
Движение должно повторять шаг через воображаемое препятствие. Повторите его 5-7 раз и поменяйте опорную ногу.
Упражнение 5
Наклоны вперед. Ребенок стоит на полу спиной к вам. Одной рукой придержите его в области коленей, другой — в области бедер. Нужно, чтобы малыш наклонился вперед, не сгибая при этом колени и не приподнимая пятки от поверхности пола. Заинтересуйте его игрушкой, положив ее на пол перед ним. Повторите упражнение 8-10 раз.
Упражнение 6
Ходьба спиной вперед. Сначала возьмите малыша за руку и покажите на своем примере как можно сделать шаг назад сначала одной ногой, затем другой.
Обратите внимание, что за счет ходьбы спиной вперед, ребенку приходится ставить ноги на полную стопу. Поэтому шаги делайте не торопясь, закрепляя полученный эффект.
Время ходьбы произвольное, но не менее минуты за занятие. Повторять такую ходьбу можно отдельно по несколько раз в день.
Ходьба в папиных тапочках. Предложите малышу походить в домашних тапочках для взрослых. Обратите внимание: чтобы пройти в этих тапочках малышу придется делать скользящие шаги по полу, при этом пятки буду соприкасаться с поверхностью, опора на одни мысочки станет невозможной. Походите с ребенком таким образом не менее минуты, закрепляя полученный эффект.
Если после тестирования мышц вы пришли к выводу, что мышечный спазм отсутствует и икроножные мышцы хорошо растягиваются, а ребенок ходит на мысочках из-за повышенной эмоциональности или возбудимости, то назначения будут отличаться от приведенных ниже.
Во-первых, из комплекса массажа ног надо исключить приемы на растягивание икроножных мышц во время сгибания и разгибания стоп.
Во-вторых, из комплекса гимнастики надо исключить упражнения №№ 2, 3, 4.В-третьих, лучше проводить занятия гимнастикой и массаж в медленном темпе, в спокойной обстановке. На время курса массажа и гимнастики желательно дополнительно ежедневно купать ребенка в ванной с добавлением отвара успокаивающих трав (пустырник, валериана), температура воды 36 градусов, длительность — 15 минут.
Рекомендация остеопата
Врачи-остеопаты с определенной частотой сталкиваются в своей практике с пациентами, которые ходят на мысочках. Порой дети попадают на прием в запущенных случаях, когда неправильная ходьба существует продолжительное время: 8-10 и более лет.
Во время остеопатической диагностики удается обнаружить не только последствия родовой травмы, но изменения в костно-мышечной системе, которые развились в следствие того, что ребенок ходит на мысочках. В таких случаях остеопатическое лечение просто необходимо.
Оно входит в комплекс мероприятий и хорошо сочетается с лечебной физкультурой.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Когда ребенок начинает стоять на ножках: со скольки месяцев можно ставить придерживая
Родители с нетерпением ждут первых шагов своего ребенка, которые так же важны, как и первое слово. Однако малышу требуется время, чтобы ходить и бегать. Поэтому часто люди задаются вопросом, во сколько месяцев можно ставить ребенка на ножки.
Первые шаги малыша
Этапы формирования опорно-двигательного аппарата
У каждого новорожденного красивые пухлые ножки. Они не похожи на ноги взрослого человека. Плоская стопа грудничка – это совершенно нормально, так как еще не развит свод стопы.
Он начинает строиться только при постепенной нагрузке, сначала скелет стопы состоит из мягкого хряща.
Когда малыш учится ходить, ступня трансформируется изнутри трехмерно: пятка поворачивается, а свод приподнимается.
Формирование мышц и костей происходит постепенно, незаметно для ежедневного внешнего наблюдения. Они подготавливаются для принятия будущей нагрузки. Функции мозга, управляющие движениями, развиваются параллельно. В течение первого года жизни младенец приобретает необходимые навыки и становится готов ходить, бегать и прыгать.
Умение поднимать верхнюю часть тела
Примерно к четырем-пяти месяцам ребенок начинает приподниматься, лежа на животе и опираясь на руки перед собой. Если он делает это уверенно, то, значит, успешно преодолел первый этап и подготовлен, чтобы переворачиваться, сидеть, ползать и ходить в будущем.
Способность ползать
Следующий период, около седьмого месяца, очень новаторский. Малыш может начать опираться на руки и подталкивать колени под себя. Постепенно он выполняет движения вперед и назад и, наконец, начинает ползать.
Ребенок начинает ползать
Активное ползание
Совершенствуя свои навыки, иногда малыш ползает невероятно быстро. Ползание – очень важный этап развития, ребенок задействует все тело и учится преодолевать препятствия.
Важно! Когда малыш куда-то добирается, лучше ему не помогать, если это не угрожает безопасности.
Попытки подняться на ноги
После 7-месячного возраста наступает время, когда ребёнок начинает делать попытки стоять на ножках. Он опирается на стенки детской кроватки, предметы мебели. На девятом месяце дети начинают ходить вокруг мебели, или держась за руки взрослых.
Первые уверенные шаги
Постепенно ребенок становится смелым, начинает уверенно переносить вес с ноги на ногу. Однажды он отпустит поддержку и сделает первые самостоятельные шаги.
Важно! Малыш будет много падать, поэтому следует убрать все опасные предметы.
В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка. Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения.
Ранняя постановка ребенка на ножки
Самый важный принцип – не подталкивать ребенка. Ему нужно время. Здоровое развитие происходит естественным путем. Каждый малыш уникален и лучше знает, когда пришло время стоять самостоятельно.
Конечно, можно и помочь ему, но в разумных пределах. Ходьба – только кульминация всего процесса и предшествует многим навыкам, которые маленький человечек должен изучить прежде, чем встать. Не так важно научить ребенка ходить, как терпеть, чтобы не помогать ему.
В 2, 3, 4, 5, 6 месяцев
Для отдельных случаев стоит знать, когда можно начинать ставить ребенка на ножки, и какая поддержка необходима малышу при этом:
- В 2-3 месяца еще не закончены формирование и укрепление мышечного каркаса вокруг позвоночника, не готовы также к нагрузкам ножки. 3-месячные малыши могут быть поставлены на ножки исключительно для выявления рефлексов. Это делает детский врач по необходимости;
Важно! Нельзя допускать в возрасте 3 месяцев, чтобы ребенок опирался на ножки. Если он находится в вертикальном положении, то необходимо держать полный вес ребенка руками взрослого человека.
- 4 месяца. Отдельные специалисты советуют закреплять шаговый рефлекс ребенка, который формируется, если периодически слегка опирать малыша на ножки, по-прежнему основной вес его удерживая в своих руках. Считается, что таким образом он быстрее научится ходить, даже не пытаясь ползать. Однако эти рекомендации сомнительны и не подтверждены серьезными практическими результатами;
- 5-6 месяцев. На этом этапе некоторые груднички пытаются сами вставать, держась за опору. Но ножки их все-таки не готовы выдерживать вес малыша, не следует позволять ребенку продолжительное время находиться на ногах. Если он не оставляет попыток, лучше придерживать его под мышки, не допуская полной опоры на собственные ножки.
Малыш встает, держась за опору
Последствия раннего вставания на ножки
Взрослые не задумываются о том, насколько сложным является стояние на ногах, в то время как для балансировки используются многие мышцы тела, и требуется тонкая их настройка. Малыш должен самостоятельно все освоить, затратив на это определенное количество времени:
- Постуральный контроль. Описывает непроизвольные двигательные и сенсорные процессы, позволяющие ребенку сохранять положение против силы тяжести. Он развивается на протяжении всей ранней жизни, начиная со способности держать головку и до умения уверенно ходить;
- Способность удерживать свой вес на ногах. Когда ребенок лежит, его вес распределяется по всей длине тела. Чтобы научиться стоять, он должен быть в состоянии удерживать свой полный вес на ногах и ступнях;
- Моторные навыки – это те способности, которые задействуют большие мышцы тела и позволяют пинать предметы, поднимать их и ходить. Они требуют мышечного тонуса и силы, а также умения выполнять двигательную функцию.
Важно! Раннее стояние на ножках провоцирует неадекватную для этого возраста нагрузку на позвоночник, а также приводит к проблемам с тазобедренным суставом, который еще находится в стадии развития, вплоть до вывиха головки бедренной кости.
Кроме тазобедренного сустава, раннее стояние может вызвать патологии в развитии коленных суставов, стопы, нарушение осанки.
Готовность малыша к становлению на ножки
В среднем родители должны ориентироваться на возраст ребенка и не пытаться помогать ему становиться на ноги раньше девятого месяца жизни. Но не все дети развиваются с одинаковой скоростью, одни готовы вставать чуть раньше, другие чуть позже.
Признаки готовности
При определении признаков готовности необходимо учитывать следующие факторы:
- Генетический. Когда один из родителей встал на ноги слишком рано или, наоборот, поздно, следует ожидать того же и от малыша. Кроме того, повышенный вес ребенка также немного притормаживает готовность младенца стоять;
- Наличие общих заболеваний. Врожденные или приобретенные патологии, вирусные инфекционные заболевания всегда сказываются на развитии ребенка. Такие малыши встают позже;
- Цикличность физического и психического развития. В развитии ребенка изменения происходят скачками, медленно накапливаясь. Когда малыш делает успехи в произнесении первых слов, увлечен игрушками, то есть занят интеллектуальной деятельностью, он может на какое-то время оставить попытки вставать и вообще двигается меньше. Затем, наоборот, наступает период повышенной физической активности;
- Мотивированность. Заключается в желании малыша встать на ножки самостоятельно. Для этого можно заинтересовать его, положив игрушку вне досягаемости, чтобы малышу потребовалось совершить какие-то дополнительные движения, чтобы ее достать.
Важно! При некоторых заболеваниях (например, ювенильный артрит) родители не должны решать самостоятельно ставить ребенка без консультации у специалиста.
Разница для девочек и мальчиков
Здесь нет однозначного мнения. Большинство специалистов говорит, что никакой разницы нет, все зависит от физического состояния малыша. Другие – советуют ставить девочку немного позднее, чем мальчика, в среднем на 1 месяц.
Возраст постановления ребенка на ножки
Если родители замечают готовность, а главное – огромное желание малыша встать, то они часто задумываются: не рано ли, во сколько месяцев здоровый ребенок встает на ножки без угрозы навредить своему правильному развитию, и когда наступает время помогать ему?
Не нужно подавлять активность малыша и постоянно укладывать или усаживать его при попытках встать. Достаточно будет самим родителям избавиться от попыток поставить его. Долго продержаться на ногах он все равно не сможет.
Когда ребенок достиг примерно 8 месяцев, иногда и раньше, и проявляет частое желание стоять, задача родителей – поддерживать его при этом подмышки, стараясь не допускать длительной нагрузки на ножки и позвоночник ребенка.
Мнение доктора Комаровского
Авторитетный детский доктор, Комаровский, категорически против любых точных сроков в определении возможности ребенка встать. Он считает, что каждый малыш развивается индивидуально, копируя поведение взрослых, главное – не мешать ему и не пытаться принудительно повлиять на процесс развития.
Доктор Комаровский
По его мнению, если ребенок не проявляет желания садиться, вставать или ползать, всякие попытки посадить его в подушки или поставить ничего, кроме вреда, не принесут. Если малыш пытается это сделать сам, то нужно его активно поощрять.
Помощь ребенку встать на ножки
Некоторые родители стремятся поставить ребенка в ходунки. Ходунки являются потенциально опасными. Они не учат ходить, однако подвергают детей опасности опрокидывания. Несчастные случаи задокументированы, по этой причине педиатры многих стран требуют запретить производство ходунков и торговлю ими.
Ребенок в ходунках
Важно! Ходунки являются врагами правильной осанки, корректного развития ног и ступней. Фактически они обучают ребенка ходить на пальчиках и задерживают обретение чувства равновесия.
Не опережая событий, родители могут помочь детям укрепить мышцы и подготовить их к успешному освоению новых навыков. Способы, которые должны в этом помочь:
- Зарядка для малыша, с массажированием стоп и сгибанием/разгибанием ножек;
- Выполнение общего массажа тела под руководством специалиста;
- Благоприятно влияют на психологическое и физическое развитие занятия в бассейне, сочетание плавания с различными водными упражнениями;
- Поощрение ползания ребенка. Например, положить его на животик и привлечь внимание игрушкой. Когда он будет пытаться ползти, упереть ладони в его ступни, чтобы малыш смог отталкиваться.
Поощрение ползания малыша
Правильное развитие малышей зависит от терпения родителей и окружения. Пусть ребенок делает то, что для него естественно. Если заставить его проявлять активность, к которой он еще не готов, малыш столкнется с проблемами на всю жизнь. Родителям полезно руководствоваться главным принципом «Лучше помогать своему ребенку, не помогая ему вообще».
Ребенок 1.5 года плохо спит ночью: признаки и причины нарушений
Беспокойный детский сон в ночное время – это проблема, с которой сталкиваются все родители.
Почему же ребенок в 1,5 года плохо спит ночью, отчего он плачет, постоянно просится на ручки и не дает выспаться маме и папе? Причин нарушения режима отдыха немало, причем не все из них требуют немедленного обращения к доктору. Разберемся, когда нужно записываться к специалисту, а с чем могут справиться сами родители.
Возрастные особенности ребенка в полтора года
Главные достижения ребенка в 1 год 5 месяцев – хождение прямо, общение речью и направленная предметная деятельность. Последняя подразумевает умение нести что-то в руках, тянуть на себя или толкать предметы, поднимать ножки на следующую ступеньку. Неплохо, если ребенок уже может совершать следующие действия:
- выстраивать из 2-5 кубиков пирамидку;
- кушать самостоятельно;
- раздеваться, хотя бы частично;
- подражать действиям родителей.
В этом возрасте малыши копируют то, что делают взрослые: «говорят» по телефону, смотрят телевизор, перелистывают книги, журналы. Доктор Е. Комаровский особенно подчеркивает, что в 1,5 года ребенок уже не просто должен сказать «дай», а произнести «дай мне, мама». Пусть словарный запас еще невелик, но понимает кроха намного больше, чем может говорить.
Нарушения сна у детей в 1,5 года
Все слышали расхожее утверждение: ребенок растет, пока спит. Это на 100% верно для малышей в возрасте 0-7 лет. В период отдыха вырабатывается гормон соматропин, отвечающий за рост всего организма. Уменьшение количества сна приводит к недостаточности образования элемента, а в результате может проявиться целый перечень отклонений:
- отставание в интеллектуальном развитии;
- уменьшение умственных способностей;
- замедление мозговых мыслительных процессов;
- запоздалая реакция;
- проблемы в общении и многое другое.
Если ребенок в полтора года плохо спит ночью, постоянно просыпается и подолгу не может снова уснуть – это сигнал для обращения к педиатру.
Понятие нормы сна в этом возрасте
Нормальный сон включает в себя достаточную длительность и продуктивность ночного отдыха, после которого человек восстанавливает свои силы, чувствует себя бодрым и энергичным. Для раннего детского возраста медицина устанавливает следующие нормативы:
- В возрасте от полугода малышу нужно 14 часов сна, из которых 8-10 приходится на ночное время.
- Крохам от 12 месяцев, чтобы расти и развиваться нормально, требуется 13 часов сна, 9-10 из них – в ночное время.
- В 18-24 месяца детки должны спать примерно 12 часов, из которых 8-10 приходится на ночной период суток.
Проявления нарушений
Ночью ребенок может не просто плохо спать, беспокойно ворочаться, выгибаться, дергать ножкой. В такой ситуации родители могут также наблюдать следующие явления:
- сильное вздрагивание;
- недержание мочи;
- задержка дыхания.
Вздрагивания обычно не относятся к патологическим феноменам сна, как и дерганье ногой. Это физиологические движения, проявляющиеся при засыпании. Дело в том, что до 18-20 месяцев сон крохи поверхностный, малыш часто просыпается и засыпает снова, при этом, не пробуждаясь окончательно.
Важно знать! Частые повторные вздрагивания у деток с тяжелым перинатальным анамнезом могут быть признаком эпилепсии.
Ночные страхи выражаются в нервном возбуждении, возникающем внезапно. Проявляется симптом от 1,5 до 8 лет, чаще у мальчиков.
Страдают страхами впечатлительные детки, они плачут, начинают вскрикивать, кататься по кровати, звать маму.
Если страх проявился один раз, длился не более 2 минут, причин для беспокойства нет, но при частых повторах, высокой длительности приступа, следует немедленно обратиться к доктору.Чаще всего ночные страхи устойчивы к лечению и проходят сами к возрасту 9-10 лет. Иногда явление становится ответом на дневной сильный испуг.
Предпосылки
Если малыш не спит нормально 1-2 ночи, не нужно сильно беспокоиться, бить тревогу следует после 4-х и более ночей бессонницы. Выделяется несколько причин беспокойного, нарушенного отдыха:
- Длительный дневной сон. Очень часто мама не будит дитя в положенный срок после обеда, поэтому ребенок не устал и попросту не хочет спать ночью. Он будет упорно вертеться, просить кушать, пить, хныкать, но не спать.
- Поверхностный сон. Малыш просыпается от внезапного шума, луча света, шороха. Именно поэтому родители, изначально приучающие детей спать при любых негромких звуках, поступают верно.
- Особенности темперамента. Термин «гиперактивные дети» подтвержден педиатрами и обозначает малышей с высокой возбудимостью, вспыльчивостью, неугомонным характером.
- Малая активность. Ребенок не устает, отдыхать не хочет и даже если уснет, быстро проснется.
- Эмоциональное состояние. Иногда малыш не может заснуть потому, что рядом нет любимой игрушки.
- Плохое самочувствие. В полтора года малыш еще не в состоянии внятно объяснить, что и где болит – это может стать причиной бессонницы.
Причин нарушения отдыха у ребенка предостаточно, главное – не просмотреть начало болезни и вовремя помочь крохе.
Варианты решения проблемы
В зависимости от причин бессонницы существует несколько способов решения. Главное – не паниковать и спокойно выявить, устранить факторы, мешающие выспаться. Если ребенок не температурит, у него нет диареи, не режутся зубки, осмотрите помещение: жара, сухость, повышенная влажность, слишком холодный воздух или луна, бьющая лучом в окно – все это может вызывать беспокойство.
Успокаивающие средства
Данную группу можно разделить на два типа препаратов: медикаментозные и народные. К первым относятся:
- «Глицин» – мягкое успокоительное, не вызывающее привыкания.
- «Персен» – безопасный для детей препарат, который можно давать от 12 месяцев.
- «Фенибут» – лекарство, с широким спектром воздействия.
Важно знать! Категорически запрещено давать медикаменты без предварительного обсуждения с педиатром. Все лекарства всегда имеют побочные эффекты, сказывающиеся на развитии, эмоциональном фоне малыша.
Вторая группа – народные и фитопрепараты, она довольно обширна. Сюда входят эфирные масла, сборы трав, аптечные составы:
- Лавандовое масло завоевало самые положительные отзывы. Добавлять до 5 капель в воду для купания. Обладает успокоительным свойством.
- Сбор мелиссы, лимонника, мяты, чабреца – заварить, влить отвар в воду для купания.
- Сбор крапивы, чистотела, ромашки аптечной заварить, добавить в воду для купания. Средство не только успокаивает, но и снимает кожный зуд, раздражение.
- Сладкие горошины гомеопатических средств, например, «Леовит», «Нотта» содержат натуральные препараты и безопасны для малышей.
- В фитосборы таблетированные, например, «Баю-Бай», «Сладко-сон» также входят природные компоненты.
Все лекарственные формы – это последняя мера успокоения, которая применяется при отсутствии эффекта от других вариантов решения проблемы.
Соблюдение режимных моментов
Очень важный фактор для здорового развития ребенка – режим сна. И тут на заметку родителям пригодятся некоторые советы:
- Расставить приоритеты сразу, как малыш появился дома. Придется постараться, но определить время для сна всей семьи. Безусловно, маленький ребенок будет просыпаться от голода, но временные рамки укладывания на дневной, ночной сон, а также пробуждения от отдыха, сдвигаться не должны.
- Определить место для сна. Доктора считают, что до 3-х лет дети должны спать в своей маленькой кроватке, пусть даже она стоит в комнате родителей.
- Поддерживать строгий режим дневного сна. Конечно, пока чадо отдыхает, мамочка успевает сделать много дел, но «дополнительные полчасика» днем могут обернуться часом-двумя бодрствования ночью. Поэтому, будить без сожаления. Есть время, отведенное на сон, его нужно придерживаться.
Достаточная двигательная активность
Чем занять малыша в полтора года? Пожалуй, это тот возраст, когда чадо уже познает мир, но еще не может далеко убежать.
Родителям нужно лишь продумать, что именно будет интересно ребенку: прогулки, подвижные игры, пирамидки, различные пакеты-шарики, мелкие и крупные звуковые игрушки.
В 1,5-2 года кроха интенсивно впитывает все новое, учится распознавать запахи, формы, цвета, подражает взрослым и с удовольствием принимает участие в любых играх.
Пребывание на открытом воздухе
Сколько времени должны занимать прогулки? Как можно больше. Дневной полуторачасовой сон на улице в парке – это намного лучше, чем комната дома. Если нет возможности выйти погулять, выносите коляску на балкон, но защитите от солнца, ветра, дождя.
Эмоциональное равновесие
Чтобы ребенок хорошо заснул вечером, за 30-60 минут до купания нужно создать спокойную атмосферу. Никаких быстрых игр, бурного веселья. Почитать, поиграть в пирамидку, скушать что-то полезное и вкусное, сделать массаж малышу – простые советы, помогающие стабилизировать эмоции ребенка.
Советы по питанию и питьевому режиму
В этом возрасте ребенка приучают к питанию за общим столом, комбинируя меню таким образом, чтобы кроха получал достаточно витаминов и продукты, удобные к жеванию, питью. Дабы обеспечить нормальный сон, ребенку нужно питаться часто, примерно пять раз в день, но малыми порциями.
Последний ужин за 30-40 минут до купания, а состоять перекус должен из легких продуктов, которые быстро усваиваются. Это может быть бифидок, кефир, немного творожка, йогурт, яичные кушанья, вареные овощи.
Категорически нельзя предлагать фрукты, мясо, каши – первые начинают бродить, вторые – плохо усваиваются, а каши имеют высокий гликемический индекс.
В зависимости от индивидуальных особенностей, в 1,5-2 года ребенок должен выпивать в день 750-1100 мл воды в день.
Устранение проблем со здоровьем
Если малыш не спит 3-5 ночей кряду, немедленно к доктору! Выявит проблему со здоровьем, определит причину бессонницы только педиатр. В случае, когда кроха начинает плакать, кидаться из стороны в сторону по кроватке, не просыпаясь ночью или пробуждаясь с криком, в поту – причина может крыться в заболеваниях мочеполовой, сердечнососудистой, эндокринной систем.
Создание комфортных условий для сна ребенка
Кроме достаточного уровня тишины, темноты, детям необходим свежий воздух, чистота и комфортное по ощущениям белье. Педиатры советуют придерживаться таких параметров: температура в комнате +18..+20 С, влажность 50-70%. На радиаторы отопления необходимо установить задвижки, регулирующие уровень нагрева.
Совместный сон с родителями: польза или вред
В этом вопросе мнения докторов разделились. Одни считают, что до 2-3 лет спать с родителями – хорошо и полезно, другие – вредно.
Польза заключается в том, что кроха чувствует маму и папу рядом, ощущает тепло и безопасность. К тому же маме легче покормить малыша, успокоить. Но кормление по ночам в 1,5 года – не норма, поэтому ребенка уже пора переселять в кроватку.
Вред в сохраняющейся зависимости ребенка от родителей. В дальнейшем будет намного сложнее переселить чадо в кроватку. Не помешает вспомнить и о том, что родителям нужно время для общения, нормального сна.
Совет! Как считает Е. Комаровский, после 12 месяцев от рождения, ребенку обязательно отвести не только отдельную кровать, но и комнату (по возможности). Малыш должен привыкать спать один. Если сон плохой, можно оставить включенным ночник, открытую дверь, но из общей кровати все же лучше отселить.
Заключение
Выяснить, почему ребенок в 1,5 года плохо спит ночами необходимо для устранения риска развивающихся патологий. Контроль режима питания, сна, активности поможет наладить отдых как детям, так и родителям. И помните: маленький человек приходит в большую семью, в которой есть свои правила, приоритеты.
Менять все параметры кардинально – это неверно. Потребуется терпение, будет много слез и усталости, но если приучить кроху к режиму, в дальнейшем можно избежать множества проблем.
10 вопросов детскому ортопеду: о чем не подозревают родители
Сразу после появления малыша на свет проверяют, нет ли у него дисплазии тазобедренных суставов или врожденного укорачивания бедер или голеней. Если неонатологи пропустили дефекты, то ортопед или хирург на диспансеризации в 1 месяц исправят ситуацию.
Но и сама мама должна обратить внимание на важные признаки: если кроху положить на спинку, а затем согнуть его ножки, чтобы стопы ребенка встали на пеленальный столик, то колени должны быть на одном уровне.
Несимметричные складочки под ягодицами и на бедрах тоже стоит обсудить с врачом.
Выход. Фиксирующие шины-распорки, подушки и стремена, установленные до 6 месяцев, должны устранить дисплазию тазобедренных суставов, а операция удлинит укороченные части.
2. Куда смотрят коленки? Косолапость у детей
Косолапость у ребенка может быть серьезной проблемой и временным явлением. В первом случае стопа ребенка (одна или обе) и голеностоп повернуты внутрь сильно, почти на 90°. И заметить эту особенность можно почти сразу после рождения. Вторая ситуация абсолютно естественна, к 2 годам исправляется сама собой, но иногда процесс затягивается до 3–4 лет.
Выход. К лечению сильной косолапости у ребенка приступают с 2-недельного возраста. Обычно практикуют массаж и лечебную физкультуру. Если через полгода нет результата, задумываются об операции.
3. О или X?
У некоторых детей до 3–4 лет при ходьбе ножки расположены буквами О, Х или оба колена смотрят в разные стороны.
Важно следить, чтобы после двух лет эта особенность не усугублялась, не возникали боли в суставах и дискомфорт при ходьбе.
Окончательно приспособиться к жизни в вертикальном состоянии ребенку удается лишь к подростковому возрасту, а это значит – все, что происходит до того, укладывается в понятие нормы.
Выход. В любом случае не помешают консультации у специалиста раз в полгода, массаж и лечебная физкультура.
4. Некрепкая опора: плосковальгусная или варусная стопа у ребенка
Диагноз «плоскостопие» врачи ставят не раньше 5 лет, а до того используют термины «плосковальгусная стопа» – стопы сильно «заваливаются» на внутреннюю часть, и «варусная» – опорой служат внешние края. Первая деформация может перерасти в плоскостопие у ребенка.
Малышу становится трудно подолгу ходить пешком, а его новая обувь всего за 1–2 месяца стаптывается с внутренней стороны.
Вторая ситуация к плоскостопию у ребенка никогда не приводит, но повышенную нагрузку на суставы ног и позвоночник тоже дает, оборачиваясь как минимум сутулостью.
Выход. При своевременной коррекции с помощью физиотерапии дефект чаще всего удается устранить за несколько лет.
5. О чем расскажет походка ребенка?
Есть несколько неправильных вариантов походки у детей. Один – ребенок опирается на носочки, приподнимает и выворачивает наружу пятки, немного сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, сводит бедра.
Второй опознают по приволакиванию правой или левой ноги, а также согнутой и прижатой к туловищу с той же стороны руки.
При следующем походка у ребенка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей, например, высоко поднимаются колени, а стопы «пришлепывают».
Выход. При любом отклонении от нормы следует показать кроху хирургу, ортопеду и неврологу. Большинство из перечисленных особенностей связаны со сбоями в развитии головного или спинного мозга и требуют своевременной корректировки.
Совет врача
Если вы заметили, что малыш безо всяких видимых причин (неудобная обувь) начал хромать, подволакивать ногу или принимать несвойственные ему позы, когда сидит, лежит или стоит, срочно обратитесь к специалисту – хирургу или ортопеду.
То же самое следует сделать, если припухли и стали горячим на ощупь суставы. Иногда простуды и грипп вызывают воспаление в опорно-двигательной системе. И успешное выздоровление зависит от того, насколько быстро начато лечение.
Пока ребенок не пройдет обследование, важно свести к минимуму нагрузку на больную ногу.
6. У ребенка потеют ноги
У малышей до 5 лет такое отклонение объясняется неразвитым механизмом теплообмена. Но есть и другие причины того, что у ребенка потеют ноги, например, слишком теплая или не пропускающая воздух обувь, колготы и носки из синтетической ткани. Глисты тоже вносят свою лепту.
Для выведения продуктов жизнедеятельности паразитов организм задействует все системы, в том числе и потоотделительную. А еще обильный, пахнущий как у взрослого, выступающий по всему телу, и на ногах в том числе, пот может быть признаком неправильной работы щитовидной железы.
И без консультации с эндокринологом проблему не устранить.
Выход. Народная медицина предлагает много методик лечения потливости ног у детей – ножные ванночки с настоями из коры дуба, шалфея, череды, закаливание (хождение босиком, обливание холодной водой), массаж ног, различные мази и присыпки.
7. Боль в икрах
Родителям необходимо уделять должное внимание жалобам детей на боли в нижних конечностях, расспрашивать, где конкретно и что происходит, отслеживать изменения в походке ребенка. Большая часть жалоб объясняется ушибами и растяжениями во время активных игр.
Меньшая – становится следствием неравномерного роста костной и мышечной тканей. Зоны более интенсивного развития опережают отстающие, вызывая в них дискомфорт. Пятая часть детей испытывает боль в ногах вечером. Кровь хорошо циркулирует в дневное время, но ночью кровоток снижается, и возникает боль.
Легкий массаж должен снять неприятное ощущение.
Выход. Как только ребенок сообщил о болях в ногах, необходимо его осмотреть. Обратите внимание и на общее самочувствие, аппетит, температуру тела, настроение. Однако не все случаи так безобидны, и лучше обсудить ситуацию с врачом.
8. Ортопедическая обувь для детей
По данным статистики, 95% детей рождаются со здоровыми ножками, но с возрастом около трети из них приобретают различную патологию опорно-двигательной системы.
При помощи ортопедической обуви для детей можно откорректировать многие дефекты костей и суставов ног.
Покупать такие вещи без назначения врача нельзя, можно навредить правильному развитию стоп ребенка или усугубить уже имеющиеся проблемы.
Выход. Лучше всего поддаются коррекции с помощью ортопедической обуви для детей плоскостопие у ребенка, а также вальгусная и варусная деформации стоп.
9. Уже на каблуках?
Актриса Кэти Холмс и модель Хайди Клум вызвали бурю негодования у общественности, когда позволили своим 4-летним дочерям надеть обувь на высоком каблуке. Такие выходки были названы «родительским провалом».
По мнению специалистов, последствия такого нарушения – растяжение связок и искривление формы стопы у ребенка, а также деформация позвоночника, что неизбежно повлечет за собой сбои в работе внутренних органов.
Выход. Обувь модниц младше 7 лет должна иметь каблук не выше 5–7 мм.
10. Обуваемся! Правильная обувь для малышей
Первые ботиночки надевают сразу же, как только малыш начнет учиться ходить. Первая обувь для детей должна иметь высокий жесткий задник, подушечку-супинатор для формирования свода и просторный носок, который не сдавливает переднюю часть стопы.
Выход. Покупать первую обувь для ребенка обувь нужно обязательно вместе с ним. Предлагаем следующий порядок действий. Пусть кроха наденет обнову и немного походит в ней, а вы следите, не изменилась ли его походка.
Зарядка-игра для ножек Хорошей профилактикой плосковальгусной деформации и плоскостопия может стать простая гимнастика, которую легко превратить в веселую игру. Упражнения нужно выполнять ежедневно, по 5–7 раз каждое.
Разуйте малыша и предложите ему: * попеременно и синхронно сгибать и выпрямлять пальцы на каждой ноге; * вращать стопами по часовой и против часовой стрелки; * ходить на носках, пятках и опираясь на внешнюю часть стопы; * собирать пальцами ног с пола мелкие предметы: камушки, шарики, детали от конструктора диаметром 3–4 см (усложненный вариант этого упражнения выглядит так: рассыпьте по полу мелкие предметы, накройте их платком и предложите крохе все собрать, не снимая покрова); * сидя на стуле, поочередно то правой, то левой ногой катать теннисный мячик или гимнастическую палку; * медленно ходить, зажав между стопами теннисный мячик; * устоять, держась за руки взрослого, на фитболе, стараясь удержать равновесие;
* ходить по узкому бревну и карабкаться по перекладинам веревочной лестницы.
Источник фото: Shutterstock