У ребенка нет опоры на ножки
Содержание
Ребенку 9 месяцев не ползает и не встает на ножки: когда должен начинать и как научить
Ползание является значимым этапом в формировании мышечной системы малыша. В связи с этим большинство педиатров рекомендует родителям всеми возможными способами развивать обозначенный навык у детей, стимулируя их к данному действию.
Дети ползают с большим удовольствием
Когда ребенок начинает ползать
Единого мнения по поводу того, в каком возрасте ребенок должен начинать ползать, не существует. Некоторые специалисты уверены в том, что свои первые попытки ползать малыш начинает предпринимать со дня своего рождения. Причем делает он это на уровне рефлексов – когда грудничка переворачивают с грудки на животик, он начинает пытаться оттолкнуться от поверхности.
С трехмесячного возраста многие груднички уже начинают сидеть и учиться ползать, преимущественно по-пластунски, лежа на животе, энергично перебирая ножками и ручками.
Важно! Родителям следует особенно пристально следить за ребенком, когда он начинает осваивать процесс ползания. Самостоятельно переворачиваясь, малыш может упасть с кровати, если оставить его без присмотра даже на минимальное количество времени.
Поскольку развитие девочек происходит намного быстрее мальчиков, садиться, ползать, становиться на ножки и ходить они начинают раньше – примерно в четыре месяца.
Не стоит впадать в панику, если малыш не встает на четвереньки к полугоду. Дети разные, их развитие происходит по индивидуальному графику.Повод начать беспокоиться у родителей должен появиться, только если у крохи отсутствует желание осваивать окружающий мир на четвереньках к девяти месяцам.
В этом случае потребуется понять, в чем причина подобного поведения крохи, и принять адекватные меры по ее устранению.
Сначала детки ползают на животиках, только потом встают на четвереньки
Причины, почему ребенок не ползает в 9 месяцев
Тот факт, что ребенок не ползает в 9 месяцев, не всегда является показателем патологии. Начинать волноваться следует в том случае, если малыш родился с гипоксией. Помимо этого, причина может крыться в рассинхроне движений ног или рук (например, из-за микротравмы шейного отдела или легкой ассиметрии тазовой области). Несколько сеансов у остеопата, и проблема легко решается.
Сказаться может невроз или иное заболевание, оказавшее влияние на неокрепшую психику малыша. Если ребенок был в какой-то стрессовой ситуации и на девятый месяц не предпринимает попыток ползти, показать его специалисту требуется обязательно.
Причиной нежелания ползать может стать лишний вес. Как правило, пухлые детишки отличаются более низким показателем активности – они позже начинают садиться и ходить.
Если малыш болеет, и его организм борется с какой-то серьезной инфекцией, удивляться тому, что ребенок не встает на четвереньки в 9 месяцев, совершенно не стоит. Все его силы и энергия уходят на борьбу с заболеванием. Как только кроха выздоровеет, проблема разрешится сама собой, и он еще успеет поразить родителей своими новыми навыками.
Малыш поползет более охотно, если мамочка подаст ему пример
Не стоит забывать про особенности темперамента. Активные и любознательные детишки торопятся познакомиться с новым для них миром. Они уже в четыре месяца хватают своими ручками предметы, пытаются куда-то уползти. Другая категория малышей более меланхолична – их познание мира носит созерцательный характер. Вот как раз такие детки могут не начать ползать в 9 месяцев.
Если научился ходить раньше, чем ползти
Иногда детишки сразу встают на ножки и начинают делать первые шажки
Не многие родители в курсе, что некоторые малыши вовсе пропускают в своем развитии этап ползания, а сразу пытаются встать на ножки и пойти.
Существует точка зрения, что подобный вариант развития событий является нежелательным.
Позвоночник ребенка не готов к такой нагрузке, его одна нога «не понимает», что делает другая, и все это вместе взятое в итоге приводит к сколиозу и больным суставам в будущем.
Большинство специалистов считает, что, если ребенку 9 месяцев не ползает и не встает на ножки, а через некоторое время начинает вставать и ходить, в этом нет ничего страшного.
Главное – не заставлять малыша делать то, к чему он не готов, и удостовериться в том, что у него нет никаких патологий в развитии опорно-двигательной системы.
Если ребенок не желает ползать, но специалист не отмечает никаких отклонений в его развитии, значит, беспокоиться не о чем.
Как помочь ребенку научиться ползать
Если ребенок не встает на четвереньки в 9 месяцев, у родителей возникает вполне логичное и понятное желание помочь малышу. Мамочкам и папочкам следует уяснить, что в данном случае карапузу требуется именно поддержка, а не стремление ускорить детское развитие искусственным способом.
Доктор Комаровский убежден, что освоить навык ползания любой ребенок в состоянии сам. Задача родителей заключается в том, чтобы помогать развивать его мышцы. В сам ход формирования навыка вмешиваться не следует ни в коем случае. Если ручка и ножки ребенка в плане возможности удержания собственного веса еще недостаточно крепкие, не стоит силком ставить кроху на четвереньки.
Профилактический массаж
Для эффективного развития детской мышечной системы существует один очень эффективный метод. Речь идет о профилактическом массаже.
Делать его самостоятельно без наличия соответствующего опыта не рекомендуется настоятельным образом. Лучше обратиться в поликлинику или частную клинику.
Как вариант, можно нанять профессионального массажиста и пригласить его на дом. Подобный массаж включает чаще всего следующие манипуляции:
- скрещивание ручек;
- переворачивание со спинки на животик;
- растирание;размятие;
- поколачивание либо пощипывание спинки и ягодиц;
- присаживание на короткий промежуток времени;
- подъем выпрямленных ножек и т. д.
Ответ на вопрос, почему родителям не стоит делать массаж без участия специалистов, очевиден: не обладая опытом, они могут перестараться с каким-то упражнением или сделать его неправильно, тем самым нанести малышу вред.
Помимо несомненной пользы для развития навыка ползания, профессиональный профилактический массаж оказывает положительное воздействие на состояние нервной и сосудистой систем, кожного покрова.
Совместное ползание
Совместное ползание может быть очень эффективным в плане развития нового умения. Мама может сама ползать на четвереньках со своим малышом, и он будет пробовать повторять ее движения. Положительный пример может показать ребенку другой карапуз, который уже успел научиться ползать и делает это активно и с большим удовольствием.
Важно! Как только ребенок освоит основные навыки ползания, задания можно начать усложнять. Например, выставлять на его пути небольшие преграды, которые придется преодолевать. Это могут быть стулья, которые потребуется обползать, или небольшие подушки, которые будет не слишком сложно перелезть.
Если передвижение по комнате на четвереньках превратить в увлекательную игру, малышу будет интереснее, и он намного быстрее всему научится. В настоящее время в детских магазинах можно найти специальные дорожки с преградами.
Доставание погремушки
Чтобы младенец скорее смог передвигаться на четвереньках, его верхние конечности должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать вес тела. Чаще всего к полугодовалому возрасту груднички, лежа на животе, могут приподнять себя на выпрямленных руках и потянуться за погремушкой. Этот навык можно развить, кладя малыша на животик и мотивируя его доставать игрушку.
Малыши, не обделенные родительским вниманием, обычно развиваются быстрее
Научить ребенка ползать – это половина дела. Когда он, наконец-то, научится перемещаться на четырех конечностях, родителям потребуется приложить максимум усилий для обеспечения его безопасности.
Потребуется тщательно обследовать доступное для ползания пространство на предмет отсутствия потенциально опасных предметов, закрыть на замки все нижние шкафы и ящики, убрать все хрупкие и бьющиеся вещи.
Чтобы малыш не простудился, стоит постелить теплый ковер и удостовериться в отсутствии сквозняка.Когда ребенок начинает вставать на ножки в кроватке — Мой ребенок
07.01.2020
Каждую заботливую маму с первого дня жизни ребенка интересует вопрос, когда же крошка начинает вставать, стоять в кроватке, а потом ходить. Но каждый малыш индивидуален, и этот процесс, соответственно, проходит по-разному.
Обычно дети начинают подниматься на ножки в возрасте 8 месяцев.
Но если кроха уже активно переворачивается, садится, ползает и, хватаясь ручками за опору, пытается подтянуться, значит, скоро малыш встанет, а потом и порадует первым шагом.
Особенности физического развития
Перед тем, как понять, в каком же возрасте крошка должен научиться вставать на ножки, нужно изучить особенности физического развития:
- в 2-3 месяца младенец начинает поднимать голову;
- в 4-5 месяцев учится поворачиваться со спинки на живот, а затем – наоборот;
- ближе к 6-6,5 месяцам пробует самостоятельно сидеть;
- в семь месяцев сидит уверенно и начинает понемногу ползать;
- в 8 месяцев пытается встать на ноги, держась за опору.
Поэтому готовность малыша вставать на ноги появляется после 8 месяцев, когда костная система достаточно окрепла и кроха заинтересован в изучении новых возможностей тела.
Когда ребенок начинает стоять на ножках?
Педиатры утверждают, что осознанно кроха начинает встать на ножки в возрасте 8-12 месяцев. Но все дети индивидуальные, и кто-то может подниматься в манеже раньше, а другому комфортнее лежать или передвигаться у мамы на ручках.
Зависит процесс от ряда факторов:
- генетики родителей;
- пола и телосложения;
- от темперамента;
- характера и любознательности ребенка.
С опорой
Согласно статистическим данным, первые попытки вставать на ноги малыш делает, начиная с восьми месяцев. Сначала кроха учится вставать на коленки возле опоры. Затем грудничок пытается приподнять одну ногу возле края манежа.
После этого уверенно встает на две ноги, придерживаясь руками за опору. Но потом снова падает и продолжает тренировку сначала.
Поначалу крошке тяжело удержать равновесие и долго стоять, но спустя несколько дней навык доходит до автоматизма.
При этом некоторые дети, научившись вставать на ноги, совсем не знают, как сесть, поэтому подолгу стоят и просто валятся в манеж от усталости. В таком случае важно научить ребенка, как правильно садиться из положения стоя.
Малыш, научившийся вставать, будет тренировать навык постоянно, пробуя подняться на ножки, держась за любые поверхности.
задача родителей при этом – обеспечить безопасность младенца:
- закрыть острые углы мебели;
- следить за чистотой квартиры;
- вовремя убирать из видимости крохи колющие, режущие предметы и все опасные вещи (таблетки, батарейки, иголки);
- закрыть скотчем дверцы шкафов, чтобы младенец не защемил пальчик;
- убрать на верхние полки ценные вещи и технику.
Без опоры
От момента, когда кроха научился стоять, держась за опору, до времени, когда он стоит самостоятельно, обычно проходит 1,5-2 месяцев. Если, в среднем, попытки вставать происходят в период с 7 до 9 месяцев, то ближе к 11-12 месяцам крошка уже сам стоит и пытается совершать первые шаги.
Указанные нормы не относятся к недоношенным малышам, так как их физическое развитие происходит по отдельному графику. Кроме того, пухленькие дети чаще встают позже худощавых и резвых одногодок.
Если в возрасте 12 месяцев малыш умеет переворачиваться, сидеть, активно ползать и вставать с опорой, то беспокоиться о самостоятельном вставании еще рано.
Дети имеют индивидуальные сроки и темпы развития.
Как научить ребёнка стоять?
Причин позднего вставания крохи может быть несколько:
- особенности развития;
- большой вес малыша;
- флегматичный характер;
- наследственность;
- низкий тонус мышц;
- неврологический характер;
- недоношенный младенец.
Однако, если крошка активный, хорошо кушает, развит по возрасту, но на ножки не встает, нужно помочь малышу освоить новый навык:
- ежедневно делать массаж и гимнастику. Совершать гимнастические упражнения лучше в первой половине дня, когда малыш сыт, бодр и в хорошем расположении духа;
- поднимать за подмышки и удерживать в таком положении, чтобы кроха стоял на ножках несколько секунд, затем опускать. Для лучшего запоминания действий приучать малыша вставать в одном и том же месте, например, манеже;
- заинтересовать крошку яркой игрушкой, которую можно взять, если подняться.
А вот чтобы приучить ребенка вставать без опоры, нужно начать выполнять с ним с ним упражнения:
- Тренировки с фитболом. Положить кроху на мяч животиком и, придерживая за бедра, наклонять в разные стороны. Ребенок научится держать равновесие, будет развивать координацию движений, балансировать.
- На ровную поверхность (стол) посадить малыша на корточки спиной к себе. Взяв руками за бедра, начать крошку раскачивать, наклонять вперед, пока он не начнет пытаться встать на ножки.
- Завлечь малыша любимой игрушкой, которую сначала положить на пол, затем на край кресла. Кроха будет сначала ползти за ярким предметом, а потом встанет, опираясь на кресло.
При регулярном повторении упражнений ребенок научится стоять без опоры, укрепится его опорно-двигательный аппарат.
Ходунки
Когда дети начинают стоять, родители сразу же задумываются о покупке ходунков. Считается, что ходунки стимулируют малыша учиться самостоятельно ходить, а также дают возможность всегда находиться рядом с мамочкой и изучать новые предметы вокруг. При этом у крохи появляется новое увлечение, ведь модели оснащены музыкой, светом, интересными игрушками.
Однако некоторые педиатры не рекомендуют использовать ходунки. Ведь развитие ребенка должно быть естественным. А в ходунках дети не чувствуют веса своего тела и привыкают касаться пола кончиками пальцев. Благодаря этому и появляется тонус мышц, малыши учатся ходить на цыпочках. Поэтому каждой маме нужно самостоятельно принимать решение, приобретать ли ходунки, и как долго их использовать.
Ребенок слишком рано встал на ножки
Педиатры всего мира утверждают, что малышу, не достигшему четырехмесячного возраста, вставать на ножки категорически запрещено, так как не окрепла костная система. Если ребенок начинает рано вставать, можно переключить его внимание на ползание, расставляя по дому цветные игрушки и интересные предметы.
Мнение педиатров
Доктор Комаровский утверждает, что малыши начинают подниматься на ножки с опорой в 7-9 месяцев, без опоры – в 9-12 месяцев. При этом некоторые крупные и спокойные дети предпочитают стоять позже, чем их сверстники. Поэтому, если ребенок здоровый, активный, хорошо кушает и развивается, поводов для волнений не должно быть.
Ошибки, которые допускают родители
Чтобы помочь ребенку как можно скорее встать на ножки и уверенно стоять, не нужно допускать простых ошибок:
- приобретать ходунки раньше 9 месяцев, как только крошка первый раз встал в манеже, так как мышцы малыша недостаточно развиты;
- торопить малыша делать первые шаги и вставать без опоры.
Советы родителям, как быстро научить ребенка стоять без опоры
Каждый ребенок — личность уже с рождения. Он растет и развивается, каждый день осваивая новые маленькие и большие навыки.
- Каждое умение малыша — это его достижение, которое происходит зачастую, когда ребенок сам готов постичь новое.
- Научиться переворачиваться, ползать, стоять — все это предстоит маленькому человеку.
- Родители не должны пытаться ускорить какой-либо процесс или подогнать его под среднестатистические нормы, но они могут помочь своему чаду развиваться физически, используя различные методики и техники.
- В среднем, малыши пробуют встать с опорой в 7-9 месяцев.
- Первые пробы происходят со становления на коленки, после чего ребенок пробует подняться.
- Отпустив руки, малыш зачастую сразу же приземляется на ягодицы, но продолжает проявлять упорство в освоении нового навыка.
- Некоторые дети могут сразу опробовать передвигаться вдоль устойчивой основы, за которую они держаться.
- Освоить вертикальное положение – задача не из простых.
Однозначных норм для понимания оптимального возраста ребенка для осуществления подъемов, принятия вертикального положения с упором на стопы, не существует. Некоторые дети могут встать в 7 месяцев, а некоторые в 10. Это не будет являться каким-либо отклонением в здоровье ребенка, поскольку каждый малыш индивидуален в своем развитии.
Если ребенок встал слишком рано или поздно – хорошо это или плохо?
Развитие каждого малыша индивидуально. Говоря о попытках ребенка самостоятельно вставать, можно выделить несколько этапов:
- 6 месяцев — подъем в этом возрасте считается ранним, но не критичным. Когда ребенок самостоятельно проявляет интерес и попытки встать на ноги, а его физическое здоровье оценивается педиатром как нормальное, то соответственно, ничего плохого в таких попытках встать на ноги нет;
- 7-9 месяцев — оптимальный период, в который большинство детей осваивают навык самостоятельного вставания с опорой;
- после 1 года. Подъемы в этом возрасте не рассчитываются как критичные или поздние, если здоровье ребенка соответствует нормам.
Каждый этап является составляющей детского развития, фазой через которую проходит каждый малыш.
Важно! Опасными ранние подъемы считаются в возрасте 4-5 месяцев. Врачи настоятельно не рекомендуют поощрять эти действия, а наоборот отвлекать от них ребенка. В этом возрасте костная система не является развитой и готовой к подобным нагрузкам.
Создание условий для ходьбы
Для освоения одного из непростых, но очень интересных для маленького человека навыков – ходьбы, родители могут использовать такие подходы:
- Не водить ребенка за руки. Подобное действие значительно снижает потребность у крохи в самостоятельном передвижении, соответственно задерживает развитие самостоятельной ходьбы. На улице ребенка можно поддерживать в области таза – страхуя от неправильных падений. Дома следует дать ребенку полную свободу перемещения вдоль опоры, делая пробные первые шаги, стимулируя любимыми вещами или игрушками.
- Не использовать приспособлений, которые обусловливают искусственное вертикальное положение тела – ходунки или прыгунки.
- Снизить время пребывания ребенка на руках. Обеспечить ему больше игр на полу ил в манеже.
- Давать возможность самостоятельного перемещения в пространстве. Здесь очень важно обезопасить помещение, сделать его просторным и свободным, чтобы у крохи не возникало никаких препятствий в перемещении.
- Практиковать гимнастику для малыша, который умеет стоять у опоры. Если ребенок уже освоил этот навык, можно учить его присаживаться, брать игрушки с пола и снова подниматься.
- Меньше страховать ребенка. Нормальным является падение ребенка на ягодицы при попытках осуществить первые шаги или встать. Родителям нужно быть готовым к тому, чтобы подстраховать ребенка, но постараться обеспечить условия в которых подобное падение не вызовет болезненных ощущений. К примеру, место, где ребенок может стоять, опираясь на что-то можно застелить мягким покрытием из EVA материала. Так ребенок сможет ходить босиком, поскольку пол становится теплым, а случайное падение не будет травматичным.
- Приобрести ходунки-каталку или ходунки-тележку. В отличие от разрекламированных ходунков, которые не рекомендуют педиатры, данные ходунки не поддерживают корпус ребенка и не нарушают его балансирование во время ходьбы. Подобная вещь послужит игрушкой и опорой, толкая которую ребенок сможет делать свои первые шаги не боясь упасть.
Советы родителям, как быстро научить ребенка стоять без опоры
Каждый ребенок — личность уже с рождения. Он растет и развивается, каждый день осваивая новые маленькие и большие навыки.
Каждое умение малыша — это его достижение, которое происходит зачастую, когда ребенок сам готов постичь новое.
Научиться переворачиваться, ползать, стоять — все это предстоит маленькому человеку.
Родители не должны пытаться ускорить какой-либо процесс или подогнать его под среднестатистические нормы, но они могут помочь своему чаду развиваться физически, используя различные методики и техники.
В среднем, малыши пробуют встать с опорой в 7-9 месяцев.
Первые пробы происходят со становления на коленки, после чего ребенок пробует подняться.
Отпустив руки, малыш зачастую сразу же приземляется на ягодицы, но продолжает проявлять упорство в освоении нового навыка.
Некоторые дети могут сразу опробовать передвигаться вдоль устойчивой основы, за которую они держаться.
Освоить вертикальное положение – задача не из простых.
Ребенок прилагает максимальное количество усилий, чтобы добиться результата. И это, является своеобразной разминкой для детского тела, которая также носит развлекательный характер.Однозначных норм для понимания оптимального возраста ребенка для осуществления подъемов, принятия вертикального положения с упором на стопы, не существует. Некоторые дети могут встать в 7 месяцев, а некоторые в 10. Это не будет являться каким-либо отклонением в здоровье ребенка, поскольку каждый малыш индивидуален в своем развитии.
Во сколько месяцев начинает пытаться встать
При желании, родители могут помочь крохе научиться стоять с помощью нескольких приемов, выполнять которые следует систематически.
Способы:
На четвереньках
Наиболее эффективным упражнением является упражнение с валиком. Валик необходимо подложить под животик карапуза. Малышу будет неудобно, и он инстинктивно подогнет локти и коленки.
Валик можно использовать, подкладывая под грудь ребенка. Это позволит укрепить вестибулярный аппарат, стимулируя малыша крутиться и тянуться руками к родителям и интересным вещам.
Справка! Ребенок может быстрее освоить позу на четвереньках, наблюдая перед собой наглядный пример. Здесь помогут ситуативные игры на полу с мамой или папой, где они будут ползать или стоять на коленях, опираясь на руки.
На ножках с опорой и без
Также ребенка можно научить стоять, сначала у опоры, потом и без нее. Как вариант подойдет современный игровой манеж, в котором обычно имеется несколько специальных колечек- держателей, держась за которые ребенок самостоятельно учиться вставать.
Подручным средством часто выступают бортики детской кроватки, с помощью которых ребенок также может освоить этот навык.
Существует целый ряд различных упражнений, с помощью которых встать на ноги для ребенка будет легко и увлекательно.
Упражнения
Освоив возможность вставать, можно дать малышу повод использовать этот навык как можно чаще. Делать это можно с помощью некоторых упражнений. Они укрепят мышцы, научат стоять без опоры, подтолкнуть сделать первые шаги.
Занятия:
- Со сменой опоры. Когда малыш уверенно научится подниматься, опираясь на привычную ему основу (на уровне талии), можно заменить барьер на более высокий (на уровне груди).
- Во время того, как ребенок стоит, держась за опору ему можно предложить одну из любимых игрушек. Таким образом, ребенок будет держать руками игрушку, выполняя с ней различные манипуляции, опираясь животом, а не держась руками.
- Приседания. Из положения стоя, ребенка можно научить садиться. Для этого лучше всего использовать предмет, который вызывает явный интерес у ребенка, располагая его рядом со стоящим крохой. Ребенок будет тянуться, пытаться присесть. Родителям необходимо поддерживать чадо в такие моменты.
- Потягивания и перемещения. На стеллаж или другое приспособление с полками разной высоты, на которые ребенок может опереться или за которые может держаться, расставить различные предметы или игрушки. Таким образом, малыш будет тянуть вверху руку, и пытаться приподняться, держась только одной рукой. Данное упражнение послужит в качестве гимнастики для укрепления мышечного корсета и мышц ног.
- Собрать игрушки. Ребенка следует поставить у низкого столика, вокруг которого разложить любимые игрушки. Крохе следует предложить игрушки собрать и положить на стол.
- Поймать мяч. Рядом обычно используемой ребенком опорой, подвесить мяч так, чтобы он размещался на уровне колен ребенка. Ребенок будет учиться балансировать, перенося вес с одной ноги на другую, пытаясь буцать подвешенный мяч.
- Доска для баланса. Занятия с поддержкой можно проводить на специальной балансировочной доске.
Дополнительно родители могут использовать некоторые приемы, которые будут стимулировать ребенка стоять без опоры, почувствовать себя увереннее и сделать свои первые шаги:
- Упражнение с фитболом. Мяч для гимнастики должен быть не сильно надутым, чтобы попа ребенка слегка «проваливалась». Родитель сажает малыша спиной к себе и раскачивает его, держа за корпус так, чтобы ножки доставали до пола. Упражнение поможет развитию координации, научит ребенка балансировать и держаться.
- Посадив ребенка на корточки, спиной к себе, поддерживая за корпус осуществлять покачивающие движения взад-вперед. Так ребенок освоит балансирование и привыкнет стоять самостоятельно, что позволит сделать первые шаги.
- Любимая игрушка. Это своеобразное упражнение построено в форме игры. Для его выполнения понадобиться любимая игрушка малыша, которую можно положить на определенное расстояние от крохи, тем самым побуждая его сначала доползти до нее, а потом предпринять действия, чтобы достать. Разместить или передвигать игрушку лучше всего к мягкой мебели, о край которой можно опереться, чтобы встать. С помощью этого упражнения ребенок поймет, как можно стоять самостоятельно.
Справка! Удачным приспособлением для физического развития малыша являются детские спортивные комплексы, использовать которые возможно уже с 6-ти месячного возраста. Безопасная конструкция, множество перегородок, горки, дополнительные приспособления станут интересным и увлекательным способом для малыша вставать, стоять с поддержкой и без, сделать свои первые шаги.
Массаж для укрепления мышц
Для развития, укрепления мышц суставов, можно использовать технику массажа. Главное учитывать, что никаких болезненных ощущений у ребенка не должно возникать во время массажа.
Скользящие шаги
Необходимо охватить рукой голень ребенка так, чтобы большой палец находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней. Ногу ребенка нужно выпрямить, слегка встряхнуть. Снова согнуть так, чтобы пятка скользила по поверхности, не отрываясь от нее. Такой массаж делается поочередно для обеих ног по 6 раз на каждую.
Сгибание и разгибание
Малышу необходимо дать команду сгибать и разгибать ноги. Цикл составляет 6 раз. В дальнейшем можно немного усложнить упражнение, создавая для ребенка барьер в виде каждой ладони. Таким образом, ребенку нужно будет толкать руки взрослого, прилагая усилия. Сгибания повторить 7 раз.
Массаж спины
- Положение лежа на животе.
- Осуществлять поглаживания по спинке ребенка.
- Ладонями и кончиками пальцев сделать круговые растирания.
- Вернуться к поглаживаниям.
- Ребрами ладоней проводить по спине ребенка.
Ответная реакция кожи при этом – легкое покраснение.
- Снова вернуться к поглаживанию.
- «Пощипать» длинные мышцы спины и ягодицы.
- Делать круговые поглаживания.
Цикл состоит из 3-х повторений.
Массаж живота
- Исходное положение малыша – лежа на спине.
- Круговыми поглаживаниями начать массаж.
- Поглаживать косые мышцы живота.
- Кончиками пальцев осторожно растереть живот.
- Вернуться к поглаживаниям.
- «Пощипать» вокруг пупка.
- Закончить массаж несколькими круговыми поглаживаниями.
Цикл также состоит из 3-х раз.
Самым главным для родителей должен оставаться комфорт в ощущениях малыша, его психологическая готовность начать какие-либо действия. Комплекс гимнастических упражнений, массаж могут послужить отличным стартом для укрепления физического здоровья ребенка.
Полезным также будет и грудничковое плаванье, которое тренирует вестибулярный аппарат и укрепляет мышечный корсет. В любом случае вся физическая активность будет только плюсом для крохи, принося ему новые эмоции и ощущения.
Вертикальное положение: как научить ребенка уверенно стоять без опоры?
Каждый ребенок индивидуален и развивается в собственном ритме.
Взрослые могут ускорить развитие, оказав младенцу физическую и моральную поддержку.
В связи с этим возникает вопрос, как научить ребенка стоять без опоры.
У каждого ребенка – свой план развития. Большинство детей начинают подниматься в 7 месяцев, а к 8-ми – уверенно стоят на ногах.
Некоторые делают попытки еще раньше, что обусловлено крепкими от рождения мышцами и позвоночником. Все вышеперечисленное не касается недоношенных и ослабленных детей. Они начинают позже переворачиваться, садиться и стоять, но это не является отклонением от нормы.
Не рекомендуется поторапливать ребенка, нервничать и повышать голос, если у него что-то не получается. Малыш обязательно встанет и пойдет, но чуть позже.
Однако есть и медицинские нормы – крайние сроки, в которые малыш должен освоить тот или иной навык:
Как помочь малышу?
Многие родители задумываются о том, как научить ребенка стоять без опоры. Все, что нужно сделать – это приступить к занятиям и начать с малого. Суть заключается в том, чтобы заменить предметы, за которые обычно держится малыш, на родительские руки.
Во время обучения важны три составляющие:
- проявление внимания. Ребенка сажают на пол напротив себя и протягивают к нему руки, побуждая схватиться за них и встать. В этот момент нужно поддерживать малыша, разговаривать с ним и хвалить его. Можно напевать песенки или рассказывать тематические стишки;
- доверие. Дети полагаются на взрослых гораздо больше, чем на себя. Поэтому они не хотят отпускать руку мамы или папы и держатся за нее изо всех сил. Задача заключается в том, чтобы ненадолго убрать ладонь (достаточно нескольких секунд), но продолжать стоять рядом с ребенком. Это покажет ему, что родители всегда находятся поблизости и готовы в любой момент прийти на помощь;
- поддержка. После того как ребенок продержался на ногах несколько секунд, нужно протянуть ему руки и аккуратно усадить.
Когда малыш пытается сохранить равновесие, необходимо следить за тем, чтобы он не упал. Иначе кроха запомнит свою неудачу, а также страх и боль. Это надолго отобьет у него желание стоять без опоры, а процесс обучения затянется.
Прежде чем делать гимнастику, нужно показать ребенка невропатологу и ортопеду. Если малыш здоров, можно приступать к выполнению упражнений. Занятия в игровой форме развивают мускулатуру и многие физические навыки.
При обучении используют:
- специальные качели-попрыгушки. Ребенка помещают в сиденье, а верхнюю часть фиксируют на домашнем турнике или межкомнатной двери с помощью крюка. Качели оснащены резинкой, которая позволяет малышу прыгать и оставаться на ногах. Результатом становится укрепление позвоночника, мускулатуры икр и бедер;
- фитбол. Занятия на гимнастическом мяче тренируют вестибулярный аппарат, учат удерживать равновесие. Малыша кладут на гимнастический мяч вниз животом и двигают в разные стороны (вперед, назад, вправо, влево). При этом наблюдают за его самочувствием и настроением. Если ребенок начинает капризничать, занятия прекращают;
Некоторые дети стоят возле опоры и не хотят отпускать ее. В этом случае можно пойти на хитрость: поманить малыша любимой игрушкой или другим предметом.
Вещь должна быть достаточно крупной (в таком случае ребенок потянется к ней обеими руками и перестанет держаться за опору). В этот момент родители должны подхватить малыша, чтобы он не упал. Даже кратковременное удержание равновесия является достижением.
10 вопросов детскому ортопеду: о чем не подозревают родители
Сразу после появления малыша на свет проверяют, нет ли у него дисплазии тазобедренных суставов или врожденного укорачивания бедер или голеней. Если неонатологи пропустили дефекты, то ортопед или хирург на диспансеризации в 1 месяц исправят ситуацию.
Но и сама мама должна обратить внимание на важные признаки: если кроху положить на спинку, а затем согнуть его ножки, чтобы стопы ребенка встали на пеленальный столик, то колени должны быть на одном уровне.
Несимметричные складочки под ягодицами и на бедрах тоже стоит обсудить с врачом.
Выход. Фиксирующие шины-распорки, подушки и стремена, установленные до 6 месяцев, должны устранить дисплазию тазобедренных суставов, а операция удлинит укороченные части.
2. Куда смотрят коленки? Косолапость у детей
Косолапость у ребенка может быть серьезной проблемой и временным явлением. В первом случае стопа ребенка (одна или обе) и голеностоп повернуты внутрь сильно, почти на 90°. И заметить эту особенность можно почти сразу после рождения. Вторая ситуация абсолютно естественна, к 2 годам исправляется сама собой, но иногда процесс затягивается до 3–4 лет.
Выход. К лечению сильной косолапости у ребенка приступают с 2-недельного возраста. Обычно практикуют массаж и лечебную физкультуру. Если через полгода нет результата, задумываются об операции.
3. О или X?
У некоторых детей до 3–4 лет при ходьбе ножки расположены буквами О, Х или оба колена смотрят в разные стороны.
Важно следить, чтобы после двух лет эта особенность не усугублялась, не возникали боли в суставах и дискомфорт при ходьбе.
Окончательно приспособиться к жизни в вертикальном состоянии ребенку удается лишь к подростковому возрасту, а это значит – все, что происходит до того, укладывается в понятие нормы.
Выход. В любом случае не помешают консультации у специалиста раз в полгода, массаж и лечебная физкультура.
4. Некрепкая опора: плосковальгусная или варусная стопа у ребенка
Диагноз «плоскостопие» врачи ставят не раньше 5 лет, а до того используют термины «плосковальгусная стопа» – стопы сильно «заваливаются» на внутреннюю часть, и «варусная» – опорой служат внешние края. Первая деформация может перерасти в плоскостопие у ребенка.
Малышу становится трудно подолгу ходить пешком, а его новая обувь всего за 1–2 месяца стаптывается с внутренней стороны.
Вторая ситуация к плоскостопию у ребенка никогда не приводит, но повышенную нагрузку на суставы ног и позвоночник тоже дает, оборачиваясь как минимум сутулостью.
Выход. При своевременной коррекции с помощью физиотерапии дефект чаще всего удается устранить за несколько лет.
5. О чем расскажет походка ребенка?
Есть несколько неправильных вариантов походки у детей. Один – ребенок опирается на носочки, приподнимает и выворачивает наружу пятки, немного сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, сводит бедра.
Второй опознают по приволакиванию правой или левой ноги, а также согнутой и прижатой к туловищу с той же стороны руки.
При следующем походка у ребенка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей, например, высоко поднимаются колени, а стопы «пришлепывают».
Выход. При любом отклонении от нормы следует показать кроху хирургу, ортопеду и неврологу. Большинство из перечисленных особенностей связаны со сбоями в развитии головного или спинного мозга и требуют своевременной корректировки.
Совет врача
Если вы заметили, что малыш безо всяких видимых причин (неудобная обувь) начал хромать, подволакивать ногу или принимать несвойственные ему позы, когда сидит, лежит или стоит, срочно обратитесь к специалисту – хирургу или ортопеду.
То же самое следует сделать, если припухли и стали горячим на ощупь суставы. Иногда простуды и грипп вызывают воспаление в опорно-двигательной системе. И успешное выздоровление зависит от того, насколько быстро начато лечение.
Пока ребенок не пройдет обследование, важно свести к минимуму нагрузку на больную ногу.
6. У ребенка потеют ноги
У малышей до 5 лет такое отклонение объясняется неразвитым механизмом теплообмена. Но есть и другие причины того, что у ребенка потеют ноги, например, слишком теплая или не пропускающая воздух обувь, колготы и носки из синтетической ткани. Глисты тоже вносят свою лепту.
Для выведения продуктов жизнедеятельности паразитов организм задействует все системы, в том числе и потоотделительную. А еще обильный, пахнущий как у взрослого, выступающий по всему телу, и на ногах в том числе, пот может быть признаком неправильной работы щитовидной железы.
И без консультации с эндокринологом проблему не устранить.
Выход. Народная медицина предлагает много методик лечения потливости ног у детей – ножные ванночки с настоями из коры дуба, шалфея, череды, закаливание (хождение босиком, обливание холодной водой), массаж ног, различные мази и присыпки.
7. Боль в икрах
Родителям необходимо уделять должное внимание жалобам детей на боли в нижних конечностях, расспрашивать, где конкретно и что происходит, отслеживать изменения в походке ребенка. Большая часть жалоб объясняется ушибами и растяжениями во время активных игр.
Меньшая – становится следствием неравномерного роста костной и мышечной тканей. Зоны более интенсивного развития опережают отстающие, вызывая в них дискомфорт. Пятая часть детей испытывает боль в ногах вечером. Кровь хорошо циркулирует в дневное время, но ночью кровоток снижается, и возникает боль.
Легкий массаж должен снять неприятное ощущение.
Выход. Как только ребенок сообщил о болях в ногах, необходимо его осмотреть. Обратите внимание и на общее самочувствие, аппетит, температуру тела, настроение. Однако не все случаи так безобидны, и лучше обсудить ситуацию с врачом.
8. Ортопедическая обувь для детей
По данным статистики, 95% детей рождаются со здоровыми ножками, но с возрастом около трети из них приобретают различную патологию опорно-двигательной системы.
При помощи ортопедической обуви для детей можно откорректировать многие дефекты костей и суставов ног.
Покупать такие вещи без назначения врача нельзя, можно навредить правильному развитию стоп ребенка или усугубить уже имеющиеся проблемы.
Выход. Лучше всего поддаются коррекции с помощью ортопедической обуви для детей плоскостопие у ребенка, а также вальгусная и варусная деформации стоп.
9. Уже на каблуках?
Актриса Кэти Холмс и модель Хайди Клум вызвали бурю негодования у общественности, когда позволили своим 4-летним дочерям надеть обувь на высоком каблуке. Такие выходки были названы «родительским провалом».
По мнению специалистов, последствия такого нарушения – растяжение связок и искривление формы стопы у ребенка, а также деформация позвоночника, что неизбежно повлечет за собой сбои в работе внутренних органов.
Выход. Обувь модниц младше 7 лет должна иметь каблук не выше 5–7 мм.
10. Обуваемся! Правильная обувь для малышей
Первые ботиночки надевают сразу же, как только малыш начнет учиться ходить. Первая обувь для детей должна иметь высокий жесткий задник, подушечку-супинатор для формирования свода и просторный носок, который не сдавливает переднюю часть стопы.
Выход. Покупать первую обувь для ребенка обувь нужно обязательно вместе с ним. Предлагаем следующий порядок действий. Пусть кроха наденет обнову и немного походит в ней, а вы следите, не изменилась ли его походка.
Зарядка-игра для ножек Хорошей профилактикой плосковальгусной деформации и плоскостопия может стать простая гимнастика, которую легко превратить в веселую игру. Упражнения нужно выполнять ежедневно, по 5–7 раз каждое.
Разуйте малыша и предложите ему: * попеременно и синхронно сгибать и выпрямлять пальцы на каждой ноге; * вращать стопами по часовой и против часовой стрелки; * ходить на носках, пятках и опираясь на внешнюю часть стопы; * собирать пальцами ног с пола мелкие предметы: камушки, шарики, детали от конструктора диаметром 3–4 см (усложненный вариант этого упражнения выглядит так: рассыпьте по полу мелкие предметы, накройте их платком и предложите крохе все собрать, не снимая покрова); * сидя на стуле, поочередно то правой, то левой ногой катать теннисный мячик или гимнастическую палку; * медленно ходить, зажав между стопами теннисный мячик; * устоять, держась за руки взрослого, на фитболе, стараясь удержать равновесие;
* ходить по узкому бревну и карабкаться по перекладинам веревочной лестницы.
Источник фото: Shutterstock