Ф-80.1 указала психиатр осмотр в 1год

Содержание

Каких врачей пройти в 1 год ребенку?

Ф-80.1 указала психиатр осмотр в 1год

  • Дата 01 апреля, 2015
  • Автор Екатерина
  • Рубрика Детское здоровье

До годовалого возраста дети находятся под постоянным наблюдением педиатров. Но именно после достижения одного года у ребенка сформировываются основные функции организма, поэтому родителям надо совершить обход врачей – провести первую полную диспансеризацию малыша. Чем раньше будут обнаружены проблемы в развитии и здоровье ребенка, тем легче будет их корректировать.

Мы уже писали о том, каких врачей нужно пройти в 1 месяц новорожденному, теперь же список врачей расширился, появилось несколько новых специалистов.

Каких врачей нужно посетить

Список врачей в 1 год общий для всех детей, он может быть дополнен другими специалистами, если ребенок находится под их наблюдением или маму тревожит что-то особенное в состоянии и поведении малыша:

  1. Педиатр, проводящий общие профилактические осмотры и в случае необходимости направляющий на дополнительное обследование;
  2. Невролог, который проверит двигательные функции, состояние умственного и психического развития;
  3. Ортопед, фиксирующий состояние опорно-двигательного аппарата, проверяющий походку, наличие косолапости или кривошеи. В возрасте одного года часто детям ставят плоскостопие и рекомендуют ходить в ортопедической обуви, чаще ходить по естественным неровностям ( траве, песку, земле, камешкам и т.д.).  Дома для массажа стоп можно использовать специальный ортопедический коврик с разными по структуре и жесткости элементами, стимулирующими стопу к правильной постановке.
  4. Хирург, который может вовремя выявить поражения внутренних органов и сосудистой системы, определить серьезность последствий травм, если они были у ребенка;
  5. Офтальмолог для обследования глаз и раннего выявления таких патологий, как близорукость, астигматизм, косоглазие, заболевания сетчатки;
  6. Кардиолог для проверки работы сердца и сосудов с помощью ЭКГ;
  7. Отоларинголог для обследования носового дыхания и слуха ребенка;
  8. Стоматолог, который проверит первые зубки, прикус и наличие кариеса.

В некоторых поликлиниках девочек в 1 годик направляют на плановый осмотр к гинекологу. Для одних родителей это является нормой, другие же возмущаются и не понимают, зачем это таким малышкам? Хотя половые органы мальчиков хирург осматривает, и никто не жалуется и не возмущается.

На самом деле, детский гинеколог проводит только визуальный осмотр половых органов ребенка, никуда не лезет, как многие думают. При плохом и неправильном уходе за малышкой может произойти срастание половых губ (синехии), воспаление, молочница, и тогда врач поможет и даст рекомендации по лечению и уходу.

Еще один неоднозначный специалист, которого с недавнего времени ввели в комиссию врачей для прохождения в 1 год — это психиатр.  Большинству родителей может показаться, что это уже слишком, зачем такого кроху проверять на психические отклонения?

На самом деле, психиатр ничего страшного не сделает вашему ребенку, просто посмотрит, что умеет делать малыш ( ходить, произносить простые слова и т.д.), различает ли, где родной человек, а где чужой, незнакомый. Родителей могут спросить, как ребенок спит, как играет, есть ли жалобы, и не было ли у родственников психических заболеваний.

Рассуждая логически, психиатр в годик только в исключительных случаях ( при реальных проблемах) может порекомендовать что-то стоящее, обычно его обход — чистая формальность для постановки галочки. Тем же родителям, кто категорически против посещения психиатра, можно просто написать отказ.

Дополнительные исследования

Педиатр обязательно даст направление на анализы крови, мочи, кала на яйца глист. Необходимо также рассмотреть вопрос о прививках, от которых сейчас многие отказываются по причинам абсолютно неубедительным.

Ни одна детская поликлиника не будет настаивать на прививках, если ребенку нездоровится или он сильный аллергик. Можно прививать детей чуть позже, но если все в порядке, то в годовалом возрасте положено сделать пробу Манту и прививки от эпидемического паротита (свинки), краснухи и кори.

Дети, которым не проведут эти виды вакцинации, впоследствии рискуют очень многим: мальчики – бесплодием как осложнением после свинки, а девочки – опасностью переболеть краснухой во время беременности и родить больного ребенка.

Частенько, видя такой «приличный» список необходимых для прохождения врачей в годик, родители оказываются в шоке. Некоторые не видят причин таскать ребенка по кабинетам поликлиники, ведь визуально у него и так все хорошо. Но запомните, вы это будете делать не для галочки в медицинской карте, а для проверки здоровья малыша и своего спокойствия.

Бывали случаи, когда доктор рекомендовал сделать малышу дополнительные УЗИ-исследования внутренних органов, почек и сердца. Родители следовали рекомендациям врача и узнавали, что у карапуза проблемы с почками, перекрученный желчный пузырь и другие проблемы с внутренними органами. Своевременно узнав о проблемах, доктора помогали маленьким пациентам вовремя.

Ответственные родители всех указанных врачей проходят в годик – это залог ранней диагностики различных патологий и высокий шанс на их излечение. Кроме того, результаты всех обследований неизбежно будут влиять на прием ребенка в детские учреждения.

( 310 498, сегодня: 2)

Ребенку 1 год Что он умеет Осмотр в поликлинике

Ф-80.1 указала психиатр осмотр в 1год

Ну вот малыш и подрос. Ребенку 1 год . Что он умеет ?

Движения

  • В это время большинство детей умеет самостоятельно ходить. Если Ваш малыш еще не ходит, не расстраивайтесь — все индивидуально, некоторые детишки начинают ходить в 1г. и 3 месяца.
  • Малыш, обычно, умеет залезать на диван, кровать, стул и т.д, а вот слезать оттуда умеет не всегда. Пора его этому научить.

Речь Ребенку 1 год 

  • К 1 году большинство детей начинают говорить простые слова: «мама», «папа», «дай» и т. д. В среднем в возрасте 1 год дети произносят около 10 слов. Но и здесь все строго индивидуально.
  • Если Ваш малыш не произносит слов, но при этом все понимает: знает имена, узнает близких по фотографиям,  выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши до свидания», «принеси мячик» и т. д. — расстраиваться тоже не стоит.
  • К 1 году ребенок узнает картинки в книжке, может показать на любимой картинке или кукле: глазки, носик, ротик или на машинке: колеса, руль, кабину. Ваш малыш еще это не умеет, пора учиться.

Навыки Ребенку 1 год

  • К 1 году ребенок хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками. Этот навык очень сильно зависит от родителей — научили Вы его пить из чашки или нет. Если еще не научили — пора учить.
  • К 1 году малыш умеет разбирать и собирать пирамидку.
  • Некоторые дети к 1 году умеют проситься на горшок.

Осмотр ребенка в поликлинике в 1 год включает в себя

  • общий анализ крови,
  • общий анализ мочи,
  • перианальный соскоб,
  • анализ кала на яйца глист,
  • реакцию Манту,

осмотры врачей

  • педиатра,
  • невролога,
  • окулиста,
  • ЛОРа,
  • хирурга,
  • стоматолога,
  • в некоторых поликлиниках еще имеется кабинет здорового ребенка, где прием ведет медсестра, которая оценивает умения и навыки Вашего ребенка и рассказывает как нужно заниматься с ребенком в этом возрасте и на что обратить внимание. Если в Вашей поликлинике такого кабинета нет, этим занимается Ваша участковая мед. сестра.
  • Если Вы еще не сделали ребенку ЭКГ (электрокардиограмму), это обследование также проводится в 1год.
  • прививку от кори, эпидемического паротита и от краснухи.

Начинать лучше с анализов и осмотров врачей специалистов.

Анализы

  • Общий анализ крови — рекомендуется всем детям в 1год. Чаще всего позволяет выявить анемию: снижение гемоглобина. Снижение гемоглобина ниже 100 г/л является показанием к назначению лечения препаратами железа и протвопоказанием к проведению прививок (р. Манту разрешается, уровень гемоглобина на ее результат не влияет).
  • Общий анализ мочи позволяет выявить заболевания мочевыводящих путей. Тут очень важно правильно собрать анализ.
  • Перианальный соскоб проводится для выявления энтеробиоза. Позволяет обнаружить яйца остриц на перианальных складках ребенка. Для достоверности этого анализа, ребенка не нужно подмывать утром в день обследования и вечером накануне. В случае обнаружения яиц гельминта, ребенку назначается лечение, затем контрольное обследование, а прививка проводится после излечения.
  • Анализ кала на яйца гельминтов проводится чтобы исключить энтеробиоз и другие гельминтозы.

Врачи

  • Невролог. Для невролога, в 1 год, кроме объективного осмотра с измерением окружности головы и большого родничка и оценкой рефлексов, большое значение имеет нервно психическое развитие ребенка. Умеет ли он самостоятельно ходить, говорит ли он и т. д. Если ребенок ходит самостоятельно, оценивается походка.
  • Хирург в очередной раз осматривает ребенка для выявления или оценки изменений грыж, гемангиом, у мальчиков водянки яичек и фимоза.
  • Ортопед. В этом возрасте дети начинают ходить — хирург может выявить искривление голеней и коленных суставов, а также уплощение свода стопы и назначить соответствующее лечение, в т.ч. физипроцедуры, массаж, ортопедическую обувь.
  • Окулист в очередной раз осматривает глазное дно для выявления повышения внутричерепного давления. К году у большинства детей большой родничок закрывается, УЗИ головного мозга становится невозможным, поэтому осмотр окулиста приобретает еще большую ценность.
  • ЛОР — этот специалист в 1 год впервые осматривает всех детей. Он может выявить узкие носовые ходы, искривление носовой перегородки, осматривает уши. У некоторых детей в 1 год уже отмечается увеличение аденоидов или небных миндалин.

зубки после «серебрения»

Стоматолог

К 1 году у ребенка обычно имеется 8 зубов: 4 верхних и 4 нижних резца. К тому списку, что может выявить стоматолог у ребенка в 9 месяцев — к 1 году добавляются начальные признаки кариеса: пятна на зубах, потемнение эмали, сколы. Эмаль молочных зубов более тонкая и чувствительная, чем эмаль постоянных — поэтому легко повреждается.

А у некоторых детей она особенно слабая.

При выявлении начальных признаков кариеса доктор может предложить «серебрение» зубов: нанесение на зубы соединений серебра, в результате чего зубы покрываются тонкой  пленкой, которая защищает их от дальнейшего разрушения.

Процедура безболезненная. Правда, при этом зубы окрашиваются в некрасивый черный цвет, зато разрушение зубов при этом значительно замедляется и отодвигается необходимость более серьезного лечения .

Педиатр

Далее следует осмотр педиатра со взвешиванием, измерением и т.д. В 1 год средний рост ребенка — 75см. Средний вес — 10 кг. Средняя окружность головы — 46см, груди — 49см. Большой родничок чаще всего закрыт и у ребенка имеется 8 зубов. Но все это всего лишь средние показатели — ориентиры.

Если ребенок в чем то им не соответствует — это не делает его хуже или лучше других. Если ребенок здоров — дальше он направляется на реакцию Манту. Это не прививка, а кожная проба, поэтому она может разрешаться когда у ребенка есть мед.отвод от прививок. Но рекомендации в отношении ее тоже есть.

(подробно о р.Манту).

Повторный осмотр педиатра.Через 72 часа после Манту (на третьи сутки) ребенок повторно приглашается к педиатру, для оценки результатов Манту. Далее, если с р.Манту все в порядке, педиатр осматривает ребенка и направляет его на прививку(точнее на 2): от кори+свинки и краснухи.

Прививки производятся живой, ослабленной вакциной.  Реакция на прививку оценивается на 10-14 день, может быть слабость, вялость, температура до 37,2, которые проходят самостоятельно. Выраженных реакций на эту прививку практически не отмечается. Подробнее об этой прививке в одной из следующих статей.

Ребенку 1 год Режим дня

В 1 год ребенок обычно спит днем 1 раз:2-3 часа, ночной сон продолжается 10-12 часов. За сутки ребенок бодрствует примерно 10-12 часов и спит 12- 14 часов. В 1 год рекомендуется кормить ребенка не реже 5 р/д.

Ребенку 1 год  Примерное меню

  • 7.00 — Завтрак: Каша 150- 180г, Молоко (кефир) 70-100г.
  • 10.00— Второй завтрак: Сок 80-100г и печенье.
  • 13.00 — Обед: Суп (с мясом 50г) 150—180 мл, Кусочек хлеба, Компот или кисель 70-100мл Суп с овощами в виде мягких кусочков (помять вилкой). Можно готовить суп для всех с учетом потребностей ребенка: не пережаривать овощи, а просто добавлять их в суп в процессе варки, использовать постное мясо, не добавлять острые приправы и соусы, солить слегка.
  • 16.00 — Полдник: творог 50- 70г. Фруктовое пюре или свежие фрукты 50-100г. Кефир (молоко) 70-100г.
  • 19.00 — Ужин: Овощное пюре 150-180г. Хлеб. Компот 70-100г.
  • Если требуется перед сном можно покормить ребенка грудью или дать ему 200г смеси, к которой он привык.

Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации

Ф-80.1 указала психиатр осмотр в 1год

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация

БДУ — без дополнительных уточнений

СРРР — специфические расстройства речевого развития

ТКМП — транскраниальная микрополяризация

ЦНС — центральная нервная система

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

Алалия — отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.

Афазия — расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дисфазия — общее название нарушений речи любого происхождения.

Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

1.1 Определение

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия [15].

1.4 Кодирование по МКБ-10

F80.0 — Специфическое расстройство артикуляции

F80.1 — Расстройство экспрессивной речи

F80.2 — Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

Специфическое расстройство артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

В это расстройство включаются:

— связанное с развитием физиологическое расстройство;

— расстройство развития артикуляции;

— функциональное расстройство артикуляции;

— лепет (детская форма речи);

— дислалия;

— расстройство фонологического развития.

Из данного расстройства исключаются:

— афазия БДУ (R47.0);

— дизартрия (R47.1);

— апраксия (R48.2).

— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);

— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);

— расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);

— расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);

— расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

В это расстройство включаются:

— моторная алалия;

— задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;

— связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

— связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Из данного расстройства исключаются:

— первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

— приобретенная   афазия   с   эпилепсией (синдром   Ландау—Клеффнера) (F80.3x);

— элективный мутизм (F94.0);

— умственная отсталость (F70—F79);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи

В это расстройство включаются:

— дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

— афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

— не восприятие слов;

— словесная глухота;

— сенсорная агнозия;

— сенсорная алалия;

— врожденная слуховая невосприимчивость;

— афазия Вернике, связанная с развитием.

Из данного расстройства исключаются:

— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

— аутизм (F84.0x, F84.1x);

— элективный мутизм (F94.0);

— умственная отсталость (F70—F79);

— задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);

— дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Пмпк или про то как ставят диагнозы детям

Ф-80.1 указала психиатр осмотр в 1год

Пмпк или про то как ставят диагнозы детям

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»

И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание.

И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.

Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз.

Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным.

И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием.

Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям.

Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии.

Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо».

«А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя.

А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками.

Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка.

И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.

От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда.

И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество.

И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто.

И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной.

И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.

Медицинский осмотр малыша в 1 год: что нужно знать?

Ф-80.1 указала психиатр осмотр в 1год

[artlabel id=»5263″]

Через руки окулиста проходят все малыши, чтобы исключить врожденную глаукому, заворот или опущение век (птоз) либо инфекционный конъюнктивит.

Малыш рождается с незрелым органом зрения и еще не умеет им пользоваться, например фокусировать взгляд и фиксировать его на предмете. К тому же окружающий мир в соответствии с оптическими законами проецируется на сетчатку в перевернутом вверх ногами виде.

Ближе к месяцу кроха начинает разбираться в этой зрительной путанице, различая предметы и провожая их глазами, и учится правильно воспринимать информацию — зрительные доли коры головного мозга ребенка «переворачивают» зрительные образы, исходя из накопленного малышом к этому времени практического опыта.

Поначалу ребенку приходится существовать в условиях полнейшего зрительного хаоса, напоминающего слепоту. Да, малыш смотрит, но по настоящему еще не видит. Сложный процесс функционального прозрения продлится как минимум до 3 месяцев.

Если даже радужка, одинаково серо-голубая у всех новорожденных, приобретает окончательную окраску только во 2-м полугодии жизни, что уж говорить о внутренних структурах глазного яблока!

  1. Расскажите врачу о наследственности по зрению: имеются ли у кого-нибудь в вашей семье ранняя дальнозоркость (бабушкина не в счет — это возрастное), близорукость, астигматизм, косоглазие, слепота и другие проблемы зрения.
  2. Если у вас мальчик, расспросите близких — нет ли среди родственников дальтоников? Нарушения цветового зрения встречаются только у сильного пола и передаются от дедушки с маминой стороны к внуку. Кстати, в первые месяцы жизни дети лучше всего воспринимают желтый и зеленый цвета.
  3. Врач обязательно поинтересуется, когда кроха начал фиксировать взгляд на игрушках и следить за ними — это первостепенный показатель для оценки темпов развития зрительного аппарата и нервной системы.
  4. Поведайте окулисту обо всем, что вас волнует: может быть, у крохи припухает и слезится внутренний уголок глаза. Или же реснички растут как-то не так — попадают под веко и натирают роговицу. Это не только причиняет боль ребенку, но и может привести к формированию бельма. Врач покажет, как закреплять веко пластырем, чтобы оно не подворачивалось внутрь.
  5. Спросите, в каком состоянии, по мнению доктора, находятся детские глазки. Сейчас еще сложно понять, близорук ребенок, дальнозорок или у него 100%-ное зрение, но опытный специалист может ориентировочно судить об этом по косвенным признакам, а при необходимости и проверить рефракцию малыша (преломляющую способность его глазок) на специальном приборе — рефрактометре.
  6. Не переживайте, если выяснится, что у крохи дальнозоркость. В раннем возрасте так и должно быть. А вот нормальное зрение — повод для волнений. По мере роста глаза оно грозит перейти в близорукость.
  7. Поинтересуйтесь у врача, как свести к минимуму этот риск. Кстати, если это уже не первый специалист, которого вы сегодня посещаете, малыш устал, разнервничался, плачет, лучше перенести визит к окулисту. Расстроенного кроху не заставишь следить взглядом за игрушкой и выполнять другие зрительные тесты, а вены глазного дна у него расширены из-за слез, как это бывает при повышении внутриглазного или внутричерепного давления.

Выяснит, хорошо ли ребенок фиксирует взгляд, не ограничены ли движения глазных яблок? Проверит, нет ли у косоглазия, конъюнктивита, а когда речь идет о новорожденном — дакриоцистита (воспаления слезного мешочка) и других проблем, которые обнаруживаются при внешнем осмотре.

? Посветит в глазки малышу фонариком, чтобы оценить реакцию зрачков на свет. Сужаются — значит, ребенок зрячий. Этот тест особенно значим для новорожденных, которые еще не умеют фиксировать взгляд.? Оценит цвет зрачков: он тоже имеет огромное значение.

Если они серые или белые, а не черные, речь идет о врожденной катаракте. Поспешите с операцией — мутный хрусталик не пропускает свет к сетчатке, а в темноте она не развивается: кроха может ослепнуть!? Осмотрит глазное дно.

Информация о его состоянии важна и для невролога, поэтому сначала лучше показать ребенка окулисту. Иногда при таком осмотре в хрусталике крохи обнаруживаются следы нерассосавшихся сосудиков.

На приеме у невролога

От состояния нервной системы и ее развития зависит и здоровье крохи в целом. Ведь головной мозг вырабатывает важнейшие гормоны, в том числе и управляющие ростом, контролирует функционирование детских органов и систем. Самое неприятное состояние, с которым на первом году сталкиваются 8—9 детей из 10, — это перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

Она развивается в результате неблагоприятных воздействий на формирующуюся нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет и проявляется нарушениями мышечного тонуса и сна, заторможенностью или повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, повышением внутричерепного давления, задержкой психомоторного развития.

Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4—6 месяцам, максимум — к году. В идеале — вообще без последствий. Но неврологические проблемы младенческого периода нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Это тоже не так уж плохо: диагноз свидетельствует: нервная система малыша ослаблена, ее нужно продолжать укреплять, но главная опасность — угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) — обошла кроху стороной. Вот почему так важно в положенные сроки показывать ребенка неврологу.

Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр — там вас обязательно примут!

Еще один важный вопрос, который должен решить невролог: закончился у крохи период младенчества или нет? Официально он завершается, когда малышу исполняется год. Однако темпы индивидуального развития в календарные сроки не всегда укладываются.

Одни дети преодолевают этот рубеж с опережением — уже в 11 месяцев ходят, произносят положенные 10—12 слов и справляются с другими неврологическими тестами на зрелость. А некоторые малыши делают это с опозданием на несколько месяцев.

Ничего страшного тут нет, просто нужно понаблюдать за таким крохой и подтолкнуть его к преодолению очередной ступеньки психомоторного развития.

Круг вопросов

  1. Изложите врачу самое существенное о своей беременности и родах, причем коротко, ведь время приема ограничено. От того, что происходило с крохой во внутриутробном периоде, а также обстоятельств появления на свет, зависит его неврологический статус.
  2. Расскажите доктору о наследственности малыша. Скажем, окружность головы у него больше нормы.

    Невролог расценит это как проявление водянки мозга — гидроцефалии, а на самом деле причина в генах — папа носит шапку 64-го размера, дедушка — 66-го… Или, допустим, у мамочки вегетососудистая дистония. Тогда ясно, почему у крохи ладошки и стопы влажные и холодные. Вот если бы у вас все было в порядке, врач связал бы подобные явления с ПЭП.

  3. Охарактеризуйте ребенка в двух словах: какой он — спокойный, общительный, ласковый, активный или возбудимый, нервный, пугливый, вялый?
  4. Опишите, как кроха спит, засыпает и просыпается. Скрытые неврологические проблемы заявляют о себе во сне.

  5. Возьмите дневник развития, где отмечено, когда малыш впервые улыбнулся, сосредоточил взгляд на игрушке, проследил за ней, начал гулить, повернулся на бочок, сделал свой первый шаг.

Внеочередной визит

  1. Если ребенок вздрагивает среди ночи, причем такие вздрагивания идут сериями (2—3 и даже 5—6 раз подряд), немедленно покажите его неврологу! Вздрагивание в момент засыпания и при пробуждении — не в счет.

  2. Обратитесь к неврологу, не дожидаясь планового осмотра, если у малыша дрожат ручки и подбородок, мышцы чересчур зажаты (пальчики даже во сне сжаты в кулачки) или их тонус (напряжение) неодинаков слева и справа.

  3. Не оставляйте без внимания и такое явление: во время бодрствования кроха широко распахивает глазки, так что над радужкой появляется полоска белка.

Что сделает доктор?

Внимательно осмотрит личико крохи, проверит состояние мышечного тонуса и рефлексы, оценит психическое и двигательное развитие малыша, измерит окружность головы, груди, а также роднички и черепные швы и даст родителям необходимые и очень важные рекомендации.

На приеме у ЛОРа

Строение ушек, носа и его придаточных пазух, а также гортани и трахеи у крохи имеют свои особенности, на которые обратит внимание отоларинголог. Кроме того, при первом же осмотре он обязательно даст оценку слуху малыша.

На приеме в ортопеда

Пока малыш лежит в пеленках, ортопедические проблемы практически незаметны — обнаружить их под силу лишь специалисту. В первые месяцы еще можно все исправить, а вот ближе к году помочь ему будет значительно сложнее.

Имейте в виду: у новорожденных актуальны одни ортопедические проблемы (например, кривошея или дисплазия тазобедренных суставов), а у годовалых детей — совсем другие (плоско-вальгусная установка стоп, деформация ножек в форме буквы «О» или «Х»).

Так что не пропускайте ни одного планового ортопедического осмотра: если какие-то отклонения не выявить своевременно, время для лечения будет упущено. Важно регулярно показывать ортопеду малыша, который состоит на учете у невролога в связи с ПЭП или попал на заметку к педиатру из-за рахита.

 Опорно-двигательный аппарат у таких детей ослаблен — в опасности позвоночник, суставы, связки, косточки младенца.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.