Буква р произносится горлом

Содержание

Учим ребенка выговаривать букву «Р»

Буква р произносится горлом

Красивая речь – непременный атрибут успешного человека. Дефекты дикции, будь то заикание или неверное произношение, приводят к психологическим комплексам. Преодолеть их сложнее, чем обучить малыша говорить правильно. Логопедические проблемы решаются сегодня довольно эффективно. За редким исключением, научить ребенка говорить букву «Р» быстро и правильно можно и без помощи логопеда.

Русский речевой аттракцион

«Р» – самый сложнопроизносимый звук для артикуляции. Встречается он далеко не во всех мировых языках. Например, в английском языке «R» – упрощенный вариант русского, в китайском – он не отличим от «Л».

Для русских характерно раскатистое произношение буквы «Р». Для ее воспроизведения нужен виртуозный речевой аппарат, хорошая языковая вибрация и прочие лингвистические «достижения». Овладеть ими под силу не всем иностранцам. Неудивительно, что наши дети испытывают трудности в произношении буквы «Р».

В наши дни еще встречаются случаи картавости у подростков и взрослых. В 99 % процентах виноваты в этом не они, а родители. Возможно, был упущен тот момент, когда можно быстро научить малыша говорить букву «Р» в домашних условиях. Именно на родителях (бабушках и дедушках) лежит ответственность вовремя распознать первые сигналы неблагополучия и своевременно скорректировать проблему.

В каком возрасте бить тревогу

Общепринятая точка зрения гласит, что большинство букв ребенок должен говорить безошибочно к 4,5-5 годам. Исключение составляют «Л» и «Р». Большинство детей по статистике осваивают их к шести годам.

Время задуматься настает, если малыш не пытается говорить звучное «Р» по достижении пяти лет. В речке у него вместо «рыбы» все еще плавают «лыбы» или даже селедки, в небе летают «шаиики», ворона так и не умеет каРРкать. Возможно, ребенок произносит букву «Р», но не совсем верно.

Специалисты выделяют множество вариантов детского коверканья буквы «Р». Самые распространенные случаи:

  • Буква «Р» пропускается: «ко_ова» вместо «корова».
  • Заменяется другими звуками: «Л», «Ы», «Й». «Класки» вместо «краски».
  • Говорение «Р» не типично для русского произношения.

Последний вариант имеет множество нюансов, разобраться в которых по силу лишь опытному логопеду. Речевыми вариациями «грешат» обычно дети-билингвы, говорящие сразу на двух языках. Такой ребенок может говорить «Р», например, грассируя, как французы. При этом вместо языка вибрирует мягкое небо.

Французский логопед посчитает такое произношение нормой, а русский – речевым дефектом. Если ребенок растет в русскоговорящей среде, нестандартный «Р» желательно привести к общепринятой норме.

Без помощи логопеда все-таки не обойтись

Поскольку речь пойдет о том, как научить маленького ребенка говорить букву «Р» дома, стоит напомнить о необходимости предварительной консультации у грамотного логопеда. Иначе, даже если родители полны энтузиазма и решительно настроены на самостоятельные упражнения, их усилия могут оказаться напрасны.

Первичный визит к специалисту нужен, чтобы исключить индивидуальные особенности, мешающие приручить коварную «Р». Речь идет о подъязычной связке, которую в народе называют «уздечкой». Из-за ее неразвитости язычок ребенка не касается верхнего нёба, что мешает научить его правильно произносить звуки.

Определить анатомические нарушения по силу только врачу. Как правило, «уздечка» разрабатывается логопедическими упражнениями и массажем. В отдельных случаях связку, мешающую формированию речи, следует подрезать. Чтобы разрешить дилемму о необходимости вмешательства хирурга, требуется авторитетное мнение логопеда.

Родители, не переживайте. У подавляющего большинства детей врачи прибегают к разработке «уздечки» традиционными методиками. «Снять узду» с буквы «Р» поможет специальная артикуляционная гимнастика. Как научить этому в домашних условиях, мы расскажем далее.

На что обратить внимание

Если логопед исключил необходимость подрезания «уздечки», остается еще несколько причин отсутствия звука «Р» в детской речи:

Для улучшения дикции следует заниматься не только упражнениями на развитие «Р», но и научить ребенка… строить гримасы!

Стимулируйте у него выразительную мимику и активные «движения ртом». В процессе игры попросите сложить язык лодочкой (дети это занятие обожают!); дотронуться языком до кончика носа; растянуть губы, широко улыбаясь как чеширский кот. Подобные забавные манипуляции отлично развивают подвижность речевого аппарата.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

У такого ребенка не получается правильное звукообразование, так как он нечетко улавливает речь взрослых на слух.

Об этом свидетельствует путаница звонких и глухих звуков, мягких и твердых согласных («любовь-любоф», «дверь-тверь», «балка-палка»). Развить фонематический слух поможет игра-упражнение «Шутки-минутки».

Читайте «неправильные» детские стишки, а ребенка попросите найти и исправить нелепицу. Например: «Кот ныряет глубоко, кит лакает молоко».

Характерный симптом – долго непроходящий насморк, вызванный аденоидами, искривлением носовой перегородки, аллергическими проявлениями. В этой ситуации необходимо бороться с первопричиной нарушения дыхания.

Доказано, что несовершенное произношение буквы «Р» может иметь наследственный характер. В таких семьях проблема усугубляется тем, что ребенок копирует неправильную родительскую речь.

После выяснения истинных истоков дефектов речи переходите к прицельной коррекции, чтобы своевременно научить ребенка говорить «Р». Помимо особой терапии для конкретных нарушений, существует общепринятый набор ежедневных упражнений. Как минимум они потребуют полчаса вашего времени несколько раз в неделю, а лучше ежедневно.

Приступаем к тренировкам

Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Затем произнести простые и понятные слова: «трава, королева, рядом, ворона». В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.

  1. Если малышу не удается произнести одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его имитировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
  2. Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а затем в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
  3. Заключительный, наиболее сложный этап – тренировка звука в скороговорках, предложениях.

Важно помнить! Нередко вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, заставляют его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками. Научить говорить таким образом невозможно. Малыш испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.

Залог успеха: теРРпение и тРРуд все пеРРетРРут

Единственно верный способ – от легкого к сложному. Задача детской логопедии – не одномоментная коррекция, а постепенное укрепление артикуляционного аппарата. Не требуйте от ребенка стремительных результатов, поверьте, ему и самому хочется побыстрее освоить премудрость.

Поставьте себя на место малыша. Если взрослым языковые пируэты даются без труда, то для ребенка – это упорная работа и определенный дискомфорт. Добавьте к занятиям немного юмора, игры, материальных поощрений. Расскажите, что вас самого бабушка научила говорить «Р» только благодаря таким упражнениям. Ни в коем случае не передразнивайте и не смейтесь над неумелыми попытками юного лингвиста.

Разминка

Занятия начинаются с подготовки – разогревания артикуляционного аппарата. Все упражнения повторяем по 10-12 раз. Вначале родители показывают ребенку, как правильно делать упражнение. Это поможет быстрее научить малыша правильной технике.

«Прятки»

Слегка приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, затем спрятать за верхний ряд зубов.

«Художник»

Дотронуться язычком до нёба и, словно кистью, поглаживать его вперед-назад.

«Маятник»

Высунуть язык и поводить им в разные стороны: влево-вправо и обратно.

«Чистим зубы»

Проводим языком по основанию верхнего ряда зубов словно зубной щеткой. Затем по очереди нащупываем язычком каждый зуб.

«Комарик»

Приоткрываем ротик в улыбке, высовываем кончик языка и пытаемся позудеть как комарик «з-з-з». Убираем язычок за передние зубы и продолжаем говорить «з-з-з».

Эти упражнения укрепляют языковые мышцы и разрабатывают «уздечку». Для отработки полноценного звука «Р» применяют специальный логопедический тренинг.

  1. Произносим ритмично «д-д-д», ударяя кончиком языка по верхним зубам изнутри. Затем начинаем выдувать сильную струю воздуха, пытаясь одновременно произнести «Д». Цель – прочувствовать характерную вибрацию языка и зафиксировать ее.
  2. Действенный способ разработать уздечки – цоканье. Прислоняем язык к верхнему нёбу и легко пощелкиваем.

Для дальнейших упражнений нужен специальный шпатель, иногда его называют постановочным зондом. Инструмент для постановки буквы «Р» продается в специальных магазинах для логопедов, аптеках. Современные зонды довольно комфортны и безболезненны, встречаются ароматизированные модели: с запахом клубники, ванили и т. д. Старайтесь пользоваться шпателем уверенно, но аккуратно.

  1. Попросите ребенка открыть рот и пожужжать как пчела. Через несколько секунд нужно осторожно просунуть шпатель под язык и быстро производить вибрирующие движения влево-вправо. Малыш продолжает произносить «жжж» на выдохе.
  2. Попросите малыша сказать «з-з-за», отодвигая язык как можно дальше назад. Просуньте ему под язычок зонд и двигайте им как описано выше. Если все выполнять правильно, послышится четкий звук «Р».
  1. Похвалите ребенка, как быстро он освоил трудную задачу. Постепенно подключайте проговаривание рычащих слогов и скороговорок.
  2. Чистоговорки подбирайте по возрасту. Чем меньше малыш, тем короче и проще должны быть предложения. Разнообразьте репертуар, не мучайте ребенка одной и той же фразой. Повторение должно превращаться не в рутину, а в интересную игру. Хорошо выучить забавный стишок или песенку, где встречается «Р».

Не торопитесь. Отработка звука «Р» у всех происходит индивидуально: от нескольких дней до месяцев. Как говаривал великий Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою!»

Похожие посты

Произношение звука «Р» | Занятия учителя-логопеда с дошкольниками

Буква р произносится горлом

Если ваш ребенок старше четырех лет, то вам следует воспользоваться специальной гимнастикой, которая помогает в постановке звука «Р».

Помните, что проводить все занятия необходимо сидя, ребенок должен выпрямить спину, расслабить тело, то же самое касается рук и ног. Малыш должен видеть ваше лицо, а также свое лицо в то время, как он выполняет все эти упражнения.

Это необходимо для того, чтобы ребенок мог контролировать себя самостоятельно и видеть, насколько правильно он выполняет то или иное упражнение.

Также для гимнастики лучше всего найти место, где взрослый и ребенок сидели бы перед зеркалом. Но далеко не у всех есть такая возможность, поэтому можно ограничиться только маленьким зеркалом для ребенка, размер его должен быть примерно 9 на 12. Если вы используете маленькое ручное зеркало, то вы должны сидеть напротив малыша, то есть лицом к нему.

  • Первое упражнение достаточно просто, оно называется «парус», оно получило такое название в связи с тем, что направлено на развитие растяжки всей подъязычной связки, также оно помогает расслабить мышцы языка, например, когда он находится в несколько приподнятом состоянии. Итак, для начала следует широко раскрыть рот, а в это время кончик языка ставят за верхние передние зубы. Следите за тем, чтобы сам язык был немного прогнут вверх, в то время, как его боковые края должны быть максимально прижаты к верхним зубам. Важно удержать такое положение хотя бы десять секунд, данное упражнение достаточно выполнять 2-3 раза ежедневно.
  • Следующее упражнение имеет название «прогони комарика». цель и задача такого упражнения состоит в том, чтобы натренировать кончик языка и сделать это под воздействием сильной воздушной струи. Для правильного выполнения этого непростого упражнения, необходимо нижней и верхней губой прикоснуться к кончику языка, но он должен быть немного высунут. После этого под воздействием струи воздуха, которая направлена на язык, кончик должен начать дрожать. Повторите это упражнение 5 раз.
  • Есть еще одно эффективное упражнение, способствующее тому, чтобы вам правильно научить ребенка выговаривать букву р, называется оно «дятел». Ваш малыш должен производить достаточно легкое постукивание при помощи кончика языка, делать это следует по бугоркам за верхними передними зубками. В это же время попросите ребенка попытаться произнести букву «д», при этом рот необходимо держать открытым. Такое упражнение нужно выполнять на протяжении двадцати секунд, сразу по окончании времени ребенок должен произнести звук «р»

Помните, что все занятия лучше всего проводить в виде игры, для этого необходимо постоянно чередовать сами упражнения с шуточными играми, например, попытайтесь завести мотор машины, показать, как рычит собака, летит самолет, каркает ворона.

В этот момент малыш будет пытаться произносить звук «р», и через некоторое время он обязательно сможет это сделать.

Но если после двух-трех месяцев ваших упорных занятий по этим упражнениям ничего не получилось, то имеет смысл обратиться за помощью к логопеду, который будет проводить индивидуальные занятия, а также даст рекомендации относительно методик постановки звуков и некоторые упражнения.

Примерно к 5-6 годам дети должны правильно произносить все звуки родного языка, но у многих дефекты речи сохраняются и в школьном возрасте (а иногда и всю жизнь). Как научить ребенка говорить букву «Р» — одну из самых сложных в русском языке?

Тренируем букву «Р» в домашних условиях

Итак, вы побывали у логопеда, выяснили все особенности ситуации и готовы начать заниматься. Если вы хотите получить максимальный эффект, то необходимо соблюсти несколько простых условий.

Правила организации упражнений

Двое детей делают артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Логопедические упражнения лучше проводить сидя вдвоем у большого настенного зеркала, чтобы малыш хорошо видел движения вашего рта. Можно сидеть и напротив друг друга, но тогда дайте ребенку в руки настольное зеркало.

  • Положение сидя. Предпочтительно тренироваться сидя — так руки и ноги будут расслаблены, что позволит лучше сосредоточиться на работе мышц лица.
  • Длительность и регулярность. Все упражнения должны длиться не более 10-15 минут в день (лучше разбивать), иначе они могут переутомить малыша. Главное — они должны быть ежедневными.
  • Игровая форма. Постарайтесь организовать занятия в игровой форме, чтобы кроха воспринимал их не как рутину, а как повод повеселиться с мамой.
  • Двуязычность. Если в вашей семье говорят на двух языках, но вы намереваетесь прожить в русскоговорящем регионе еще долго, то вам придется перестроить свои привычки. Постарайтесь при ребенке говорить только на русском языке, а занятия вторым родным языком отложите на то время, пока малыш не научится хорошо говорить по-русски.
  • Проявляйте терпение. Научиться выговаривать букву «р» не так-то просто. Не пытайтесь в первый же день выполнить программу максимум. В отличие от вас, малышу гораздо сложнее вертеть языком, а иногда дискомфортно и даже болезненно.
  • Мелкая моторика. Не забывайте про ее развитие, ведь через руки идет сильная стимуляция мозга.
  • Хвалите ваше чадо. Даже если результаты его стараний далеки от идеала.
  • Не заставляйте заниматься насильно. Бывает, что дети категорически отказываются заниматься. Как научить ребенка говорить «р» в такой ситуации? Если вам не удается найти подход, и вы чувствуете явную неприязнь к упражнениям, не паникуйте — просто закройте эту тему на некоторое время. Не спеша обдумайте варианты действий и разработайте свой оригинальный подход к занятиям.

Варианты неправильного произношения звука «р»

Полное отсутствие звука «р» (дорога — доога);Замена звуком, более легким в произношении, например, на «л», «в», «г» на украинский манер (река — лека, йека и т. д.);Замена «р» на «рь», что является почти нормальным произношением;

Произношение буквы «р» на иностранный манер: испанская раскатистая, грассирующая французская или английская фрикативная (часто свойственно детям-билингвам).

Прежде чем задаваться вопросом, как поставить ребенку букву «р», необходимо определить правильное положение органов речи при произнесении звука. Не помешает перед занятиями и вам самим постоять перед зеркалом и проверить — а верно ли вы произносите все звуки (каким бы смешным это ни казалось).

Правильное положение артикулярных органов

  • Рот открыт в том положении, в котором должен находиться при произнесении следующего гласного звука.
  • Зубы разомкнуты.
  • Верхушка (кончик) языка находится на верхних альвеолах (то есть на твердой «ступеньке» рядом с зубами).
  • Боковые края языка прилегают к жевательным зубам (молярам).
  • Основная часть языка опущена и образует форму ложечки.
  • Корень языка приподнят.
  • При создании воздушного потока вибрирует кончик языка.

Если вы видите, что ребенку трудно приводить язык и губы в нужное положение, то перед занятиями необходимо проводить разминку. Несложные упражнения помогут разогреть мышцы перед занятиями, улучшат их подвижность, а также медленно будут растягивать укороченную уздечку.

Разминка для артикулятора

  • Для начала улыбаемся так, чтобы рот был приоткрыт. Теперь нужно погладить языком небо, будто кисточкой, двигая вперед и назад до предела (10-12 раз).
  • Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Проводим языком от одного уголка рта к другому (10–20 раз).
  • Улыбаемся, приоткрываем рот и прижимаем язык к небу так, будто произносим звук «нь». Смыкаем и размыкаем губы, совершая максимальные движения (15–20 раз).
  • В положении приоткрытого рта и улыбки перемещаемся языком по зубам (с внутренней стороны).
  • В том же положении упираемся языком в каждый зуб, будто пересчитывая их.
  • Теперь необходимо расслабить губы и высунуть кончик языка. Пробуем произнести звук «з», потом прячем язык и опять выговариваем этот звук.
  • Самые увлекательные упражнения — высовывать язык как можно дальше и скручивать его в трубочку.

Стихи и скороговорки, содержащие большое количество буквы «р», также помогут развить артикулярный аппарат:

***Курочка шустра, пестра,

Уточка с носка плоска.

***Краб крабу сделал грабли.Подал грабли крабу краб:

-Сено грабь граблями, краб.

***На лугу под горкойЛежал сырокС красивой красной коркойСорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

***Тара-тара, тара-ра!У крыльца растет трава.Ай, тари-тари-тари,

Куплю Рае литари.

***Солил Терентий грибочки —Сразу тридцать три бочки,Съел Терентий грибочки —

Сразу тридцать три бочки.

***На горе у речки

Уродилась гречка.

***Три дровосека,Три дровокола,Три дроворубаГоворили про Ларю,Говорили про Ларьку,

Говорили про Ларькину жену.

Упражнения для постановки и закрепления буквы «р»

  • Попробуйте «завести мотор» — необходимо прижать кончик языка к основанию верхних зубов, быстро и монотонно говорим «д-д-д», а затем нужно дунуть изо всех сил, не прекращая «тарахтеть мотором». Звука «р» при этом не будет, но ребенок должен ощутить вибрацию кончика языка. Так ему будет понятно, что звук «р» получается на сильном выдохе.
  • Попросите сына или дочку потянуть звук «ж» на сильном выдохе, а сами аккуратно поместите свой палец, черенок от ложки или специальный шпатель ему под язык и совершайте колебательные движения из стороны в сторону, создавая таким образом вибрацию.
  • Предложите произнести слог «за-а» и потянуть его, язык при этом должен быть отставлен назад. Совершайте такие же вибрирующие движения шпателем. Если вы все правильно сделаете, получится долгожданный звук «р» (не забудьте бурно порадоваться этому).
  • Для получения мягкого «р» («рь») пусть малыш произносит «зи-и», а вы снова совершите вибрацию шпателем.
  • Как только вы почувствуете, что добились правильного произношения звука «р», переходите к слогам. Предлагайте ребенку произносить разные слоги, чтобы требуемый звук был в начале, в середине и в конце. Далее можно перейти к словам.

Научить ребенка говорить букву «р» не всегда просто, ведь это одна из самых сложных букв русского языка. Но не стоит переживать и делать из этой ситуации трагедию, и тем более пугать ребенка будущими трудностями.

Если у вас не получается поставить звук «р» в домашних условиях (например, из-за собственных дефектов речи), обратитесь к специалисту. Современные логопеды творят чудеса, иногда исправляя детям и взрослым речь за несколько занятий.

Главное — настройте ребенка на то, что его дефект речи не является чем-то страшным, и даже если звук не удастся поправить, вы все равно его любите и будете любить всегда. Это — очень важный пункт!!!

Рекомендуем прочитать:

Нужно ли исправлять горловое Р?

Буква р произносится горлом

Родители гордо называют детей с горловым звуком Р «наша француженка» или «наш француз». Логопеды называют это явление ротацизм. В своей статье логопед «Диал-Дент» Т. Б. Цукор рассказывает о тайнах и загадках горлового произношения звука Р и отвечает на вопрос, нужно ли исправление горлового р.

Горловое произношение звука Р, пожалуй, единственный вариант искаженного произношения звука Р, который большинство родителей принимают за норму, поскольку он наиболее приближен по звучанию к классике. Часть родителей даже считают этот способ произношения пикантным.

А кто захочет расстаться с изюминкой? Некоторые предприимчивые родители находят данному способу произношения применение, отдавая детей в немецкие и французские школы. Во всех трёх случаях горловое Р не подвергается исправлению и входит в структуру фонетических представлений ребёнка и затем взрослого человека.

Остаётся малая часть родителей, примерно 20 процентов, которым горловое Р их ребёнка режет слух, и они все-таки обращаются к логопеду за его устранением.

Горловое произношение Р, причины возникновения

Хочу сосредоточить ваше внимание на причинах возникновения данного речевого дефекта. Почему, будучи окружённым социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребёнок взял именно это способ произнесения? Значит, что-то поспособствовало? Что же это может быть?

  1. Короткая подъязычная уздечка, которая ограничивает подвижность языка и влияет на прикус.
  2. Хронически увеличенные миндалины, которые держат область корня языка в возбужденном состоянии, и ребёнку легче осуществить смычку с задней частью нёба и корнем языка, чем передней частью языка с передней третью нёба.
  3. Гипотонус или гипертонус языка, который, кстати, часто отражает ситуацию по телу (вы знать не знаете, почему ваш ребёнок неловок, падает на ровном месте, у него все валится из рук, и вам кажется, что это рассеянность, а здесь нужна помощь массажиста или остеопата).
  4. Нарушение фонематического слуха, который не надо путать с физическим слухом, и  который серьезно повлияет в дальнейшем на качество обучения. Например, ребёнок пишет вместо У-О, вместо Б-П, не дописывает окончания и/или пропускает буквы в середине слова.
  5. Вариант органического поражения, которое, помимо звука Р, потянет проблемы неврологического характера: страхи, утомляемость, необоснованную смену настроения, чувствительность к духоте и укачиванию в транспорте.

Точную диагностику проблемы, которая привела к появлению горлового произношения  у ребенка, лучше доверить профессионалам. И начать нужно с консультации логопеда. При необходимости он направит к другим специалистам, например, к детскому ЛОРу или детскому стоматологу. Все нужные специалисты работают в клинике «Диал-Дент». 

Горловое произношение Р, последствия

Если не устранить горловое Р, то мы имеем очевидные и лежащие на поверхности последствия, а также и скрытые, связанные с вышеописанными причинами возникновения.

К очевидным недостаткам горлового Р я могу отнести следующее. Человека с горловым Р могут не «допустить» в ряд профессий, например, актер или диктор радио или телевидения.

Могут быть ограничения и по профессиям в системе «человек-человек» (например, учитель, воспитатель детского сада, экскурсовод, адвокат и т.п.). Не подойдёт работа, связанная со значительными нервно-психическими нагрузками, с воздействием выраженного производственного шума, с подачей словесных сигналов.

Как вариант, человек выберет специальность в области «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-творчество» и т.п.

Неочевидные последствия — это нарушения прикуса, появление ЛОР-проблем, плохая успеваемость у ребенка в школе и т.п. В данных случаях, горловое Р скорее сигнал, чем симптом, но, тем не менее, родители должны об этом знать.

Надо ли исправлять горловое Р?

Итак, исправлять горловое Р или не исправлять — решать вам! Но обратите внимание, что наличие горлового Р может указывать на вышеописанные нарушения и не стоит их игнорировать.

Если вы хотите обсудить это проблему с логопедом — записывайтесь на консультацию по телефону: +7 (499) 110 18 04 или через форму на сайте.

В клинике «Диал-Дент» есть все необходимые специалисты, работающие комплексно — детские стоматологи, детский ЛОР, детский ортодонт. Пусть горловое Р не встанет на пути у вашего ребенка!

Про постановку и автоматизацию звука “Р” читайте тут.

Как научиться выговаривать букву р

Буква р произносится горлом
Советы

К сожалению, дефект речи в наше время, сейчас сильно распространён. Дело в том, что у многих в детстве проявляется склонность к, так скажем, глотанию букв, звуков.

Родители обычно думают, что это временное явление и пройдёт с возрастом.

Да, безусловно, есть редкие случаи, когда это происходило так, само собой, но в большинстве, люди становятся взрослыми, сформировавшимися людьми, так не свободные произносить чётко букву Р.

Всё, как везде, детский организм проще поддаётся перевоспитанию рефлексов, лечению каких-либо заболеваний, и мышление, в общем-то, достаточно гибче взрослого.

При благоприятном развитии, малыш пробует произносить отдельные слоги, предложения уже в год, но по человеческой природе, это весьма раннее время.

Именно по этому, в юности необходимо особе внимание, не путает ли ребёнок буквы, нет ли каких-то других дефектов. И самое сложно, это произношение именно «Р».

Родители должны понимать, зачастую, причиной служит форма языка, маленькая уздечка, слабые мышцы вокруг рта, всё это вызывают осложнения с различными звуками. Ещё бывает, влияет на произношение расположение зубов, тут необходима помощь врача, который порекомендует специальную пластину на время.

Если не разобраться с этой проблемой в юном возрасте, будет крайне проблематично решить её более взрослому. Для устранения картавости, нужно знать причину, и только потом, с ней бороться. Обычно этим занимается логопед, он поможет родителям без хирургического вмешательства улучшить речь ребёнка.

Как взрослому научиться выговаривать букву р

Возможность не произносить букву Р, называется картавостью и приносит массу неудобств, как ребёнку, так и взрослому. Формируются комплексы, и, к сожалению, освоить некоторые профессии картавым невозможно.

У детей большая вероятность исправить это, после посещений логопеда, но вот как быть взрослому, тут вопрос. Как старше становиться человек, так больше работы требуется на постановку правильного произношения.

Речевой аппарат и мышцы взрослого, приучены к определённому произношению. Для переучивания необходимо приложить массу усилий, время. Только нет невозможного, важна тяга к лучшему и терпение, при сталкивании с трудностями. Признание проблемы, уже первый шаг к её решению, примите следующие рекомендации к сведению:

  1. Найдите в интернете несколько скороговорок. Не зря маленьких детей заставляют в детстве произносить их, они тренируют артикуляционный аппарат, помогая произносить звуки. Выделите примерно пять скороговорок с частым употреблением нужно буквы.
  2. Ни в коем случаи не избегайте слова, содержащие сложный для Вас звук. Нужно бороться со своими комплексами, работайте над своим отношением к дефекту. Скрыть произношение можно, но вот проблему углубите при этом ещё дальше в свою голову.
  3. Положите перед собой зеркало, произнося сочетания «ла», «та», смотрите в каком положение находится язык, губы.

Как быстро научиться выговаривать букву р

Правильно и бегло произносить букву Р, весьма сложная задача, и распространённая. Для работы с ребёнком, упростят помогающие действия родителей, но взрослым придётся самостоятельно решать эту проблему. Выполняйте ежедневно следующие рекомендации:

  1. Как и детям, советуется проговаривать скороговорки, при этом, особый акцент отдаётся словам, с частым использование буквы Р.
  2. Частой ошибкой, полученной в детстве, когда воздух остаётся в горловине и не выпускается наружу. Тем временем, происходит нужного дрожания конца языка, что является обязательным критерием при произношении звуков «Р». В устранение изъяна, улыбнитесь, поднимая язык к нёбу, выпуская воздух, раскройте рот.
  3. Для улучшения подвижности кончик, также, натяните рот в улыбке, выпустите язык, легко покусывайте его кончик. Выполняйте данное упражнение в течение десяти секунд, затем отдых, снова повторите. Эту разминку необходимо повторять четыре раза в неделю, в день, а вообще, чем чаще, тем лучше.

Как научиться выговаривать букву р в домашних условиях

Одной из причин данного дефект, является короткая уздечка внутреннего язычка. Придать эластичности, необходимо открыть рот, вытянуть язык, попытаться дотянуться до подбородка, ну либо кончика носа.

Такое упражнение как раз таки, лучше выполнять в домашних условиях, чтобы Вас никто не отвлекал. Ещё для домашней работы над проблемой, подойдёт способ записи себя на диктофон.

Прослушав, как Вы произносите, например, скороговорку, можете выявить, какого рода происхождения имеет ошибка. Запись себя поможет обнаружить даже малые отклонения от стандарта речи.

Упражнения для произношения буквы р

Разработать её чёткое воспроизведение в сжатые сроки очень непростая цель, но при помощи некоторых логопедических упражнений доступно. Буква Р самая непростая в русской речи. Чтобы хорошо говорить, нужны проработанные мышцы речевого аппарата, хорошая амплитуда, иные физиологические развития.

  1. Первое действие на разработку речевого аппарата, Вам нужно открыть рот и высунуть кончик языка, оставить на передних зубах, в таком положении на двадцать секунд. Это своеобразная растяжение подъязычной связки, расслабление мышц.
  2. Теперь также, откройте шире рот, с силой прикоснитесь к бугоркам передних зубов, в это же время, проговаривайте звук «Д». Время аналогичное, примерно по пятнадцать – двадцать секунд.
  3. Произносите цокающие звуки языком, словно скачите на лошади, это растягивает связки.
  4. И пересчитайте языком все зубы, засовывая и высовывая зыка изо рта.
  5. Высуньте язык на половину, за пределы зубов, воспроизведите протяжно звук «з-з-з», потом передвиньте его обратно, упершись в нёбо, повторить звук.
  6. Прижмите плотно язычок к нёбу, как — будто сейчас произнесёте «нь», широко откройте рот, затем закройте. Повторяйте данное действие двадцати раз.

Данные рекомендации подходят для работы с ребёнком, так и взрослому. Если Вас беспокоит развитие речи у малыша, прислушивайтесь к его произношению, не затягивая с работой над ним. Ну а если Вы уже сформировавшийся взрослый человек, картавость можно исправить, только будьте упорны в своих действиях, повторяйте как можно чаще упражнения и цель обязательно будет достигнута.

Устранение горлового произношения звука «Р»: пошаговая работа

Буква р произносится горлом

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Общая информация

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Важные моменты

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.