Грассирующая р

Содержание

Постановка звука Р: логопедические упражнения на развитие речи. Как научить малыша произносить звук Р правильно

Грассирующая р

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» – иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п.

Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе.

Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Освободить звук Р «из-под узды»

Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа.

Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет – и способен разрешить специалист-логопед.

Мамы, папы, не волнуйтесь – современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько…

гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» – пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха.

НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования.

Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки – в том числе и звук Р – определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

Логопедическим упражнениям — самое время

Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…

Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать.

Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой.

Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

  • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
  • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
  • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

Наберитесь терпения и идите от простого к сложному.

К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша.

И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда – огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

Упражнения для разминки

Постановка звука Р – это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

«Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

Упражнения на постановку звука Р

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

  1. Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
  2. Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» – таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
  3. Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
  4. Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р.

Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом.

Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить…

Вы и есть — «учитель года»!

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки.

Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение.

И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» – то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении…

Если вы сознательный и любящий родитель — остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором.

И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае – либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Грассирующая р

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Мнемочистоговорки для развития произношения звука «Р».

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • ые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, ых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции.

Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз.

На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Как научиться картавить: способы постановки грассирующего звука «Р»

Грассирующая р

Когда родители замечают у своих детей такой дефект речи, как картавость, они начинают водить малышей по логопедам, предпринимать различные меры для устранения неправильного произношения. Но есть люди, которые намеренно хотят знать, как научиться картавить.

Одной из главных причин такого желания становится изучение французского языка.

Также многие молодые люди хотят подражать своим кумирам (например лидер группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук, рэп исполнитель «Гуф» и многие другие известны своим неправильным произношением этого звука).

Подражание – способ изучения картавости

Как правильно начать картавить? В первую очередь необходимо хорошо знать, каким образом произносится правильная буква «Р». Только потом можно изучить механизм воспроизведения грассирующего «Р». Нужно сопоставить их и понять, чем они друг от друга отличаются.

Проводя анализ, будет ясно, что когда человек произносит обычный звук «Р», то он активно применяет кончик языка. В отличие от привычного звука грассирующий «Р» заставляет использовать языковой корень и гортань.

При произношении обычного «Р» необходимо почувствовать, где именно располагается речевой орган в это время. После этого нужно медленно переместить работу языка с кончика к основанию. «Картавый» звук «Р» воспроизводится с помощью воздушных потоков непосредственно в горле, не задействуя при этом окончание языка.

Для того чтобы учиться, подражая, понадобится запастись различными произведениями на французском языке: музыкой, фильмами, программами. Пользуясь ими, нужно стараться повторять выражения за французами. При этом важно следить за тем, чтобы слова были похожи по звучанию.

Если вы хотите подражать вашим русским кумирам, то соответственно используйте их материал.

Чтобы контролировать свое произношение, можно использовать диктофон. С его помощью записать свой голос и прослушать, оценив правильность воспроизведения дефектного «Р».

Упражнения для желающих картавить

Существуют еще способы, как научиться картавить. К ним относят специальные упражнения. Их можно найти также в программе изучения французского языка. Упражнений, позволяющих приобрести навык грассирования буквы «Р», очень много. Стоит выделить некоторые из них:

  • Необходимо встать перед зеркалом, потому что намного легче делать упражнения, когда можешь контролировать работу своего речевого органа. Далее понадобится прижать середину языка к небу, а кончик приложить к нижней челюсти. В таком положении органов постараться воспроизвести звук «Р».
  • Теперь необходимо опять же дотронутся до неба и глотки основанием речевого органа, при этом сильно его напрячь. Снова попробовать произнести букву.
  • В этом упражнении потребуется стакан с водой. Нужно полоскать горло, при этом произнося звук «Р». После этого следует постараться сделать тоже самое, только уже без помощи воды. Звук должен быть вибрирующим.

Все эти упражнения необходимо делать регулярно. Нужно понимать, что с первого раза ничего не получится. Если быть усердным, то в скором времени все эти занятия не вызовут никаких трудностей и поставленная цель будет выполнена.

Изучение поговорок и скороговорок

Для изучения и закрепления навыка произношения грассирующего звука «Р» хорошо использовать поговорки и скороговорки на французском языке. Найти их не составит труда, в сети Интернет их огромное количество.

Подобрав для начала короткие и простые выражения, можно начинать их произносить. Перед этим лучше послушать, как это делают сами французы. Со временем можно переходить на более длинные и сложные фразы. К примеру, можно взять следующую скороговорку:

« Rat vit rizRat mit patte à rasRat mit patte à riz

Riz ciut patte à rat».

Также можно воспользоваться таким примером поговорки:

«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie».

Найти, как произносятся эти выражения, можно также в глобальной сети. Если человек сможет освоить правильное произношение скороговорок и поговорок, значит, все труды не прошли зря. Ведь их воспроизведение не является таким уж простым.

Музыка для изучения грассирования

Очень хорошим способом, как стать человеком, умеющим картавить, является французская музыка. Некоторые артисты даже слишком сильно грассируют, чтобы придать своим песням наибольшую привлекательность. Музыка таких исполнителей как раз будет лучшим вариантом для изучения картавого произношения.

Особенно если человек сам по себе умеет и любит петь, то такое занятие доставит массу удовольствия и в тоже время пользу. Необходимо только подобрать песни по душе, что можно сделать в сети либо купив диск французской музыки в магазине.

Как можно применить русский звук «Х»?

Действительно, есть упражнение, которое позволяет добиться грассирующего произношения буквы «Р» с помощью русского звука «Х». Ведь эти два звука очень схожи по механизму движения речевых органов.

Для начала необходимо найти слово с буквой «Х» и несколько раз произнести его для того, чтобы понять, как двигается язык в это время. Затем воспроизвести «Х» отдельно. После чего постараться заменить глухой звук на звонкий. Если все сделали правильно, то будет слышен дефектный звук «Р».

Благодаря таким несложным способам, как картавить букву «Р», можно добиться успехов. Главное, выполнять упражнения регулярно. Сначала будет трудно, как в любом учебном процессе. Но если проявить усердие, то стать картавым непременно получится.

Даже если навык произношения грассирующего «Р» будет приобретен, все равно не стоит совсем отказываться от упражнений, особенно если в обычной своей речи вы используете правильное произношение. Необходимо постоянно закреплять результат и совершенствоваться, чтобы при необходимости вы резко могли перестраивать артикуляцию этого непростого звука.

Французская картавость

Грассирующая р

Картавость – это дефект произношения буквы «р», возникающий в результате нарушения артикуляции речевого аппарата. Он звучит мягко, наблюдается сходство с другими звуками.

Отклонение редко вызывает существенный дискомфорт у людей. Степень его выраженности зависит от причины возникновения.

К логопеду обращаются для устранения дефекта речи, а при желании «приобрести» этот навык занимаются в домашних условиях.

Французский язык считается одним из самых красивых в мире и многим нравится. Это обусловлено его фонетикой. Особое произношение буквы «р» называется грассированием, что в переводе означает «картавить».

Кстати, если француз четко проговаривает этот звук, его считают необразованным. Это примерно, как у нас относятся к «ГХ».

С точки зрения лингвистики, различают латинскую и французскую «R», представленные разными буквами одного значения.

Типы грассажа

По характеристике образования фонемы выделяют три вида «р»:

  • апикальный, или переднеязычный, – его произношение основано на участии кончика языка;
  • дорсальный (заднеязычный), соответственно формируется с помощью задней части спинки языка или края мягкого неба; при его подаче отсутствует вибрация;
  • «грассированный», образуется за счет вибрации маленького язычка.

В современном французском языке чаще звучит дорсальный, или парижский, вариант. Его отличие от обычного «р» в том, что участвует в его образовании не только кончик языка.

Как это проверить: произнесите привычный звук, и запомните расположение органа в это время. Затем постарайтесь задействовать в процесс основание языка. Картавость появится после прохождения потока воздуха через горло и ротовую полость. Картавить по-французски сейчас модно у взрослых людей, молодежи. А в детском возрасте, напротив, стараются избавиться от этого отклонения.

При произношении «г» на украинский манер, если количество колебаний будет больше одного, получится уже немецкое произношение «р».

Как поможет звук «Х»?

Механизм образования этих двух фонем похож. Упражнение для постановки грассированного «р»:

  1. Несколько раз произнесите слово с буквой «Х» (хлеб, халва). Обратите внимание на движения языка в это время.
  2. Далее воспроизводите звук отдельно, постепенно стараясь заменить его на звонкий.
  3. По мере окончания тренировки вы должны услышать дефектное «Р».

Быстро добиться стойкого результата не получится, главное, не прерывать занятия и проводить их ежедневно. После того, как ваш звук станет картавым, его необходимо полностью ввести в речь.

Если использовать этот навык не систематически, его легко потерять. В таком случае придется начинать уроки сначала.

Максимальный результат выглядит таким образом, что человек может без особых усилий в любой момент перестроить артикуляцию звука.

Механизм развития

Почему люди картавят? Причин тому может быть много. Для их выяснения необходимо обратиться к дефектологу, логопеду. Этот дефект встречается у взрослых и детей.

Если картавость, или ротацизм, возникла в раннем возрасте, причина может быть в короткой уздечке. В таком случае ребенку непонятно, как произносить этот звук.

Также необходимо убедиться в отсутствии проблем с фонематическим слухом.

Еще один фактор, влияющий на аспект речи, это подражание родителям. Когда в семье аналогичные трудности наблюдаются у одного из родителей, ребенок непроизвольно за ними повторяет. Правильно выговаривать эту букву можно научиться за несколько сеансов занятий у специалиста.

Другие причины картавости:

  • парез языка;
  • врождённые дефекты речевого аппарата;
  • нарушение прикуса;
  • слабая мускулатура языка;
  • недоразвитие челюсти;
  • национальность, если родители говорят на разных языках;
  • генетическая предрасположенность.

Как возникает такое особенное произношение звука? При сближении языка с нижним краем мягкого нёба, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию. Так образуется дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], так называемое велярное [р]. Кроме того, могут возникать колебания маленького язычка (увулярная, или горловая, форма картавости).

Подобному французскому произношению «р» можно научиться искусственным путем.

В этом языке необходимый горловой звук получается за счет корня органа.

Почему евреи и французы по-особому выговаривают букву

Грассирующая р

Многие из нас слышали анекдоты про евреев. В них передаются особенности говора этого народа. Считается, что картавость – характерная черта еврейской и французской речи. Почему же этим народам так трудно дается произношение русского звука “р”? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно углубиться в особенности языка и историю евреев и французов.

Мифические и реальные причины

В прежние времена ходило немало мифов о причинах еврейской картавости. Есть легенда о том, что такой особенностью речи отличался пророк Моисей. Евреи считали себя потомками этого библейского персонажа. Они верили в то, что картавость передалась им от их великого предка.

Согласно другой легенде, эта черта речи была дана евреям Богом. Это был своеобразный подарок израильтянам. Поэтому представители еврейской нации не только не стеснялись картавости, но даже гордились таким говором.

Конечно, такие объяснения не имеют ничего общего с действительностью. Причины картавости заключаются в особенностях языка.

Когда мы начинаем изучать иностранные языки, то порой нам бывает трудно произносить отдельные звуки. Этих гласных и согласных просто нет в нашей родной речи. И мы иногда заменяем их привычными звуками из русского языка. Именно так и обстоит дело с картавостью евреев и французов. Ведь постановка произношения – наиболее сложная часть освоения иностранных языков.

Иврит и идиш

На иврите разговаривают преимущественно евреи Израиля. Однако этот язык распространен в еврейских общинах и диаспорах разных стран мира. Его характерной особенностью является гортанное произношение буквы “р”. Именно это мы и воспринимаем как картавость.

Среди евреев Европы и России распространен язык идиш. По звучанию он напоминает немецкую речь. В германских языках звук “р” произносится нечетко. Поэтому евреи, с детства разговаривающие на идише, тоже могут картавить.

Языковая среда

Наверняка вы встречали немало евреев, у которых не возникает никаких проблем с произнесением звуков русской речи. Далеко не все представители этого народа картавят. От чего же это зависит?

Немного углубимся в историю. В прежние времена евреи жили общинами в определенных регионах, которые назывались “местечками”. Многие люди владели русским языком, но преимущественно говорили на иврите или на идиш.

Еврейские дети росли в изолированной языковой среде. С самых малых лет они слышали речь родителей на иврите или на идиш. Одновременно детей учили говорить и по-русски. Но при этом ребенок перенимал гортанное произношение”р” у взрослых.

Если еврей начинает изучать русский язык во взрослом возрасте, то никаких проблем с произнесением звуков не возникает. Рано или поздно человек осваивает правильную и четкую артикуляцию. Картавость характерна для тех людей, которые с раннего детства слышали русскую речь с еврейским акцентом.

В наши дни очень сложно встретить картавящего еврея. В России этот народ достаточно ассимилирован. Большинство евреев говорят по-русски с раннего детства и зачастую даже не владеют родными языками. У этих людей не возникает никаких проблем с произношением звуков.

Французская картавость

Для французского языка характерно гортанное и “рычащее” произношение “р”. Лингвисты называют такой звук “грассирующим”. Именно грассирование мы и воспринимаем как картавость.

Существует немало версий происхождения картавости французов. Однако специалисты считают, что нечеткий звук “р” был позаимствован из английского языка. В древние времена британцы завоевывали северные области Франции. Произношение англичан сказалось и на особенностях французской речи.

Если француз четко выговаривает “р”, то это считается неправильным. Такая речь характерна для сельских жителей, которые разговаривают на местных диалектах.

Из-за этой особенности французский язык считается довольно сложным для освоения. Далеко не у всех получается правильно грассировать.

Другие причины картавости

Картавость далеко не всегда связана с национальностью. Чаще всего это обычный дефект речи, который легко поддается коррекции. Логопеды объясняют эту особенность следующими причинами:

  • короткой уздечкой языка;
  • слабостью мышц речевого аппарата;
  • подражанием ребенка картавящим взрослым.

Если вас беспокоит подобная особенность вашей речи, то от нее можно легко избавиться с помощью специальных упражнений.

Как научиться произносить “р”

Нередко картавость мешает человеку. Подобная особенность речи может создать сложности для тех людей, которым приходится общаться с клиентами или выступать с публичными речами. Преодолеть этот логопедический дефект вам помогут следующие упражнения:

  1. Двигайте языком влево и вправо по внутренней части верхних зубов. Ваши движения должны напоминать чистку зубов.
  2. Широко откройте рот и погладьте языком верхние зубы и небо. Совершайте движения вверх и вниз.
  3. Откройте рот и удерживайте нижнюю челюсть руками. Облизывайте языком верхнюю губу. Не помогайте себе челюстью!

После артикуляционных упражнений переходите к речевым занятиям. Произносите короткие слова с проблемным звуком. Когда он будет звучать у вас достаточно четко, вы может переходить к скороговоркам, в которых часто повторяется “р”.

Заключение

Картавость не является характерной чертой какой-либо национальности. Ведь все дети рождаются с одинаковым речевым аппаратом.

Но когда малыш учится говорить, у него развиваются те группы мышц языка, которые чаще всего бывают задействованы. Остальная часть речевой мускулатуры ослабевает.

Именно поэтому нам так сложно освоить правильное произношение иностранных слов. Порой это требует длительных занятий и речевой тренировки.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.