Выговаривание буквы Ч

Содержание

Методика и правила постановки звука Ч

Выговаривание буквы Ч

Звук Ч относится к шипящей группе, поэтому его артикуляцию обычно дети осваивают к 3-4 годам. Его артикуляция несколько отличается от Ш, Ж, поэтому для коррекции используют специфические упражнения.

Искажение Ч может появиться при различных речевых расстройствах. Заниматься его постановкой нужно после того, как у ребенка будет сформировано правильное произношение Ш, являющегося базовым для группы шипящих.

Произношение в норме

Звук Ч занимает особое место среди шипящих − из-за особенностей его артикуляции. Он получается путем соединения Т и Ш. Когда человек произносит Ч, его губы слегка округляются, выдвигаются вперед. Зубные ряды сомкнуты, между ними образуется маленькая щель.

Чтобы правильно произнести этот звук, язык делают широким. Поднимают его и кончиком касаются твердого неба ближе к зубам. Средняя часть спинки опущена, боковые стороны касаются верхних зубов, таким образом, получается углубление. Выдох должен быть сильным, толчкообразным, чтобы пройти через щель, создаваемую альвеолами и передней частью языка.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:

  • Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
  • Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
  • Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
  • Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
  • Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
  • Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
  • Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.

Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.

Артикуляционные упражнения

Прежде чем приступить к постановке Ч логопед проводит подготовительный этап. В занятия добавляют специальные артикуляционные и дыхательные упражнения:

  • Цель этого упражнения − формирование подъема передней части языка, также оно помогает укрепить его мышцы. Рот нужно открыть, язык сделать широким. На его кончик помещают маленькую конфету. Далее просят приклеить ее к небу, удерживать в течение нескольких секунд. В выполнении упражнения задействуется только язык, нижнюю челюсть поднимать не нужно.
  • Исходное положение – широко открытый рот, при этом уголки растянуты в улыбке, передняя часть языка находится за верхними зубами. Ребенка просят с усилием подуть на кончик языка так, чтобы выдох получился толчкообразным. Благодаря такому выдоху кончик отскакивает. Должен получиться аналог звука t как в английском слове «that». Постепенно к артикуляции добавляют голос и округляют губы. Чтобы упражнение получилось правильным, кончик языка должен упираться в альвеолы, а не верхние зубы.

Также в комплекс можно включить задания для формирования правильной артикуляции Ш и на формирование сильного выдоха. На подготовительном этапе отрабатывается четкое произношение Т, Ш.

Если у ребенка искажение этих фонем, то сначала корректируют их, а потом приступают к постановке Ч.

Варианты постановки Ч

Если в речи ребенка сформировано произношение Т, Ш, то фонему легко поставить путем подражания. Также есть два популярных способа постановки от мягкого варианта Т и сочетания этих двух звуков:

  • Произносят ТЬ-ТЬ-ТЬ в быстром темпе. Кончиком языка нужно затрагивать основание верхних зубов. Далее медленно отвести его чуть вглубь, ребенок должен улыбаться. При правильном выполнении в речи появляется четкое произношение Ч.
  • Аналогично этому способу. Но только если в предыдущем варианте сразу был ускоренный темп, то здесь сочетание ТЬ-ШЬ начинают проговаривать в медленном темпе, постепенно ускоряя его. Губы принимают положение улыбки.

Ч можно скорректировать с механической помощью. Например, при межзубном искажении. Когда ребенок будет произносить Ч, черенком ложки поднимают кончик языка. Сначала до альвеол, пока не образуется смычка, затем аккуратно отодвигая его вглубь ротовой полости. Все это делается на одном выдохе.

Закреплять правильное произношение Ч сначала нужно изолированно, потом в слогах. Но переходить к этапу автоматизации можно только тогда, когда ребенок будет четко произносить нужную фонему.

Коррекция парасигматизма

Парасигматизмы возникают в результате неправильной артикуляции и недоразвития фонетико-фонематических процессов, а именно – фонематического слуха. Поэтому, кроме артикуляционной гимнастики, в подготовительную работу добавляют задания на развитие фонематического слуха:

  • При свистящем варианте дефекта (когда ребенок заменяет Ч на С) проводится тренировка по различению смешиваемых звуков. Логопед объясняет и показывает их артикуляцию, делая акцент на их различии. Также предлагаются задания на различение Ч и С на слух. Логопед предлагает сравнить выдыхаемую струю: при произнесении С она холодная, Ч – теплая. В артикуляционных упражнениях упор делается на формирование подъема языка и сильной толчкообразной воздушной струи.
  • При губно-зубном варианте проводится аналогичная работа, но только по различению Ч и Ф. Также логопед делает массаж губ, делает на них упор в артикуляционной гимнастике, а также на подъеме языка.

При носовом произношении упор в работе делают на формировании адекватного речевого дыхания. Ребенка учат различать ротовой и носовой выдох. В артикуляционных упражнениях подбирают задания на формирование подъема кончика языка и удержание его за верхними зубами, а также учат направлять на него воздушную струю.

Разница в коррекции звука у детей и взрослых

Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.

Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.

Постановка и автоматизация звука Ч, упражнения по дифференциации звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Выговаривание буквы Ч

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук  [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил  звуки [Ж], [Ш] и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.



Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.
  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.
  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.

Автоматизация звука [ч] в прямых слогах Автоматизация звука [ч] в обратных слогах
Автоматизация звука [ч] в словах Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках Автоматизация звука [ч] в стихотворениях



Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и  [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

https://www.youtube.com/watch?v=RQf3Y17YMbs

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].

Дифференциация звуков [ч]-[т] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[т] в загадках Дифференциация звуков [ч]-[т] в стихах
Дифференциация звуков [ч]—[ц] в слогах Дифференциация звуков [ч]—[ц] в словах
Дифференциация звуков [ч]—[ц] в словосочетаниях Дифференциация звуков [ч]—[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в стихах

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звука [ч] рекомендуется проводить длительностью до 10 минут для детей 4-5 лет и до 20 минут для 6-7-летних ребят.

Учим ребёнка выговаривать буквы л, р, ш, ж, к – без участия логопеда

Выговаривание буквы Ч

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.

Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов.

Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.

Этот процесс может вызываться рядом причин:

  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье

Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.

Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно.

Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений.

Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой.

Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
Важно!Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. выговариваем с ребёнком букву «к»

Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец».

Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к».

Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».

Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад.

Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ.

Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое.

Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта.

Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. трудная миссия, но реальная! обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.

В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев.

Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Постановка звука “Ч”

Выговаривание буквы Ч

Чтобы поставить ребенку звук Ч, вовсе не обязательно обращаться к логопеду. Существует большое количество интересных упражнений, которые помогут малышу выговорить звук Ч.

“Артикуляционная гимнастика для звука Л“.

Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата

Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.

1 этап. Подготовительный

Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.

2 этап. Преддошкольный

Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).

После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.

В преддошкольном периоде родители должны обратиться к логопеду в том случае, если малыш не складывает слова в короткие предложения.

3 этап. Дошкольный

Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.

К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.

К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.

4 этап

В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.

5 период. Школьный

Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

 До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении. 

Правильная артикуляция звука Ч

При артикуляции звука Ч речевой аппарат находится в следующих положениях:

  • Губы округляются и немного выдвигаются вперед.
  • Зубы не соединяются.
  • Кончик языка, не напрягаясь, соединяется с верхними зубами. Между языком и зубами должна сохраняться небольшая щель.
  • В середине языка идет поток воздуха, который четко ощущается при поднесении ладони ко рту.
  • Мягкое небо поднимается и прижимается к задней стенке глотки, при этом проход в носовую полость закрывается, воздух проходит через рот.
  • Голосовые складки не напрягаются, при этом они не раздвигаются.

Постановка звука Ч

Звук Ч можно поставить несколькими способами:

  • Начать с произношения мягкого звука т. Произносить его быстро. При этом язык должен дотрагиваться до кончиков верхних зубов, потом язык слегка заворачивают, как бы поглаживая основания верхних зубов. В это же время уголки губ растянуты в улыбке.
  • Попеременно называть звуки т и щ. Делать это быстро. При этом губы снова растянуты в улыбке.
  • Для нахождения дырочки между зубами с внутренней стороны можно использовать кусочек бумаги. Сначала дырочка нащупывается руками, а затем туда прикладывается бумага. Для удержания её требуется приложить силу – это отличная разминка для языка.

  Картотека игр по речевому развитию у 2 младшей группы ДОУ

Упражнения для губ

  • “Гримасы клоуна”. Удержать губы в улыбке. При этом губы должны быть напряжены, а зубы не видны. Длительность упражнения – 15 секунд.
  • “Заборчик”. Снова улыбнуться, но при этом зубы сомкнуть и обнажить. Держать положение в течение 10 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть губы в трубочку, удержать на протяжении трети минуты. Зубы не соединяются.
  • “Бублик”. Губы округлить и слегка вытянуть вперед. Удержать в положении 15 секунд.

Для достижения хорошей артикуляции упражнения нужно чередовать, каждый раз меняя последовательность.

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

Упражнения для языка

Упражнения для языка делятся на статические и динамические.

Статический комплекс:

  • “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
  • “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
  • “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.

  Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.

Динамический комплекс:

  • “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
  • “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
  • “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
  • “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
  • “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.

Автоматизация звука Ч

  • Проговорить звук ч, четко и прерывисто.
  • Произнести ччч, протягивая звук.
  • Игра “Поймай звук”. Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает, как только услышит звук ч. Потом упражнение усложняется – взрослый произносит не просто звуки, а целые слова.
  • Игра “Повторушка”. Взрослый произносит звуки, ребенок повторяет их. Важно следить за правильностью произношения. Пример слогов: ча-ча-ча, чу-чу-чу, че-че-че, чо-чо-чо, чи-чи-чи.
  • “Считалочка”. Посчитать от 1 до 10 мячи, а потом ключи (один мяч, два мяча и т.д.).
  • “Ласковое слово”. Взрослый говорит слово, ребенок называет его в уменьшительно-ласкательной форме. (Пень-пенечек, рука-ручка, вода-водичка).
  • “Сложные слова и словосочетания”. Произнести слова чечевица, чечетка, чукча, чепчик, а затем словосочетания – мамочкина шапочка, чай в чашке, Ванечкин зайчик, Аничкин мячик.

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]

Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.

Произносить по очереди следующие слоги:

ца —ча — ща – тацо — чо — що – тоцу —чу — щу – ту
цы —чи — щи – тице —че — ще – теща —ча — ца – та
що — чо — цо – тощу — чу — цу – тущи — чи — цы – ты
ще —че — це – теац — ач — ащ – атоц — оч — ощ – от
уц — уч — ущ – утяц — яч — ящ – ятиц — ич — ищ – ит
ец — еч — ещ – етащ —ач — ац – атощ —оч — оц – от
ущ —уч — уц – утящ — яч — яц – ятищ —ич — иц – ит
ещ —еч — ец – ут

Заключение

 Не перегружайте ребенка. Длительность занятия для малышей 4-5 лет не должны превышать 10 минут, а для 6-7 лет – не дольше 20 минут. 

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Как научить ребенка выговаривать звук «Ч»

Выговаривание буквы Ч

› Занятия › Развитие речи

28.05.2019

Все чаще родители обращаются к специалистам с проблемой сигматизма — нарушенного произношения шипящих звуков. Работа по постановке звука «Ч» в логопедической практике ведется по нескольким направлениям. Он отрабатывается по подражанию, с опорой на близкие звуки или с помощью специальных инструментов.

Готовность речевого аппарата ребенка

В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.

https://www.youtube.com/watch?v=g6Qe40RlIEA

Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.

«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.

Обращаться к логопеду для коррекции аффрикатов можно с 4 лет. До этого возраста рекомендуется массаж, дыхательная гимнастика, развитие подвижности речевого аппарата в игровой форме.

Правильная постановка звука «Ч»

Звук «Ч» — шипящий, глухой и мягкий. Для его произношения требуется больше воздуха и шума, чем голоса.

Артикуляция шипящих бывает верхней и нижней. При постановке звука специалисты ставят чаще верхнюю артикуляцию.

Корректная верхняя артикуляция звука «Ч»:

  • губы округлены, вытянуты вперед;
  • между резцами образуется небольшая щель;
  • кончик и передняя часть спинки языка приподняты, прижаты к переднему краю твердого неба;
  • в момент выхода воздушной струи передняя часть спинки отделяется от места смычки и образует щель с твердым небом;
  • мягкое небо поднято;
  • ые складки разомкнуты.

Корректная нижняя артикуляция «Ч»:

  • кончик языка упирается в нижние резцы;
  • спинка языка спереди смыкается с краем твердого неба;
  • при выдохе язык отходит от места смычки, образуется щель.

Правила артикуляции

Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.

Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).

Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:

  • лицевых,
  • ротовой полости,
  • плечевого пояса,
  • грудной клетки.

Чтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:

  1. Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания.
  2. Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному.
  3. Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина.
  4. Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи.
  5. Отработка артикуляции звуков начинается с губ.
  6. Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается. На занятиях важно отработать движения диафрагмы.

Автоматизация звука «Ч»

Автоматизация звука проводится поэтапно:

  1. По слогам. Педагог читает слоги с присоединением гласных и «Ч» на конце: ач, оч, уч, ыч, эч, ич, еч, еч, юч, яч. Затем меняет местами согласные и гласные: ча, чо, чу, чи, чэ, чы, че, че, чю, чя.
  2. По изолированным словам. В первую очередь произносят слова с буквой «Ч» на конце: луч, мяч, меч, калач, богач, могуч, ключ, ткач, клич, беречь, трубач. Можно использовать картинки с подходящими предметами.
  3. После переходят к словам с «Ч» в середине: бочка, дочка, кочка, почка, ночка, кучка, прачка, внучка, водичка.
  4. На заключительном этапе «Ч» ставят в начало слова: чай, чан, чек, чуб, часы, чаша, чижи, чайка, чашка, чулок, чайник, чемодан, черника.

По словосочетаниям:

  1. Темная ночка.
  2. Начать читать.
  3. Четверо внучат.
  4. Качать водичку.
  5. Черные грачи.
  6. Горячий чайник.
  7. Золотой ключик.
  8. Молчаливый ученик.

В предложениях, в которых «Ч» повторяется несколько раз в разных положениях:

  1. Мальчик купил в булочной калач и печенье.
  2. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
  3. Ученики учили по учебникам.
  4. У мальчугана черепаха.
  5. У причала кричали чайки.

В скороговорках:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит, пойди к врачу.Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу.

В стихах и потешках:

Встретил ежика бычокИ лизнул его в бочок.И, лизнув, его в бочок.Уколол свой язычок.А колючий еж смеется:

— В рот не суй, что попадется!

Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.

Для отработки «Ч» ребенок длительно произносит «ТЬ», при этом оттянув язык назад от верхних резцов к альвеолам.

Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.

При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш». Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».

Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:

  1. Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
  2. Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
  3. Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.

Рекомендуется разучить стихотворение:

На цветке сидит пчела,До чего она мала!Наша пчелка в хоботокНабирает сладкий сок.А цветок качается —

Это ей не нравится.

Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.

Повела курица цыплят учить червяков искать.— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка.

Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.

— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.

(По М. Петрову)

Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:

Солнце улыбаетсяВ тысячу лучей,Солнцем освещается

Тысяча вещей:

Луг, река,Над речкой мост,А по мосту едет воз,На возу мешки с пшеницей,На мешках сидит возница,Высоко сидит возница,

С высоты видна станица.

Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.

Как научить ребенка выговаривать звук «Ч» Ссылка на основную публикацию

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.