Автоматизация звука р для взрослых
Содержание
Автоматизация звука [Р]
Твёрдый согласный звук [Р] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ДР]. Звук [Р], отделённый от звука [Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук [Д] является опорой для удержания языка у нёба.
Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).
1) Произносить (читать) слоги со звукосочетанием [ДР_]
Образец: адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__
Образец: др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э
2) Произносить (читать) слова со звукосочетанием [ДР_]
Образец: кедр__, др__уг
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слоги со звуком [Р_]
Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).
Образец: ар__, ор__, ур__, ыр__, эр__, ир__, ер__, ёр__, юр__, яр__
Загадка
К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот.
Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] у подростков и взрослых
Аннотация: В статье представлены способы автоматизации сонорного звука [Р] у подростков и взрослых. Подробно описаны приемы, способствующие быстрому закреплению звука в речи. Представленные материалы подходят для интересной коррекции школьников и взрослых.
Ключевые слова: игры, приемы, упражнения, взрослые, подростки.
Annotation:The article presents methods for automating the sonor sound «P» in adolescents and adults. The techniques that contribute to the quick consolidation of sound in speech are described in detail. The presented materials are suitable for interesting correction of schoolchildren and adults.
Keywords:games, techniques, exercises, adults, adolescents.
Наряду с большим количеством детей, имеющие речевые нарушения, встречаются и люди более старшего возраста, у которых, как минимум, есть нарушение звукопроизношения.
Причинами речевой патологии могут быть:
- несвоевременная коррекция, оказанная специалистами;
- двуязычие (билингвизм);
- наследственный фактор;
- социальное окружение;
- травмы различного характера и пр.
Легкой формой речевого нарушения, является отсутствие какого-либо единичного звука в речи, замена звука или искаженное его произношение. Частым явлением в нарушении звукопроизношения у подростков и взрослых является ротацизм.
В основном, каждый человек, в своей жизни сталкивался с картавыми людьми, а, в последние время, на телевидение картавость стала нормой.
Людей, имеющие ротацизм, делятся на две категории, где для первой группы людей данное нарушение не является недостатком, а наоборот служит некой особенностью, «изюминкой» в их речевых способностях.Но несмотря на моду, на «французский акцент», которое нам диктует общество, есть, и та категория подростков и взрослых, для которых быть картавым – это существенный недостаток, приводящий к комплексам.
Учитывая свое речевое несовершенство такие люди смущаются при общении со сверстниками, коллегами, одноклассниками, они чувствуют и слышат насмешки со стороны окружающих.
Учитывая это психологическое давление социума, у них возникают страхи и в публичных выступлениях, нежелание вести диалог с малознакомыми людьми.
Преодолеть этот психологический барьер готовы не многие, кто-то ходит на тренинги, связанные с раскрепощением своей личности, а кто-то обращается к специалистам по устранению речевых недостатков – логопедам.
Работая с людьми старшей возрастной категории, логопед выстраивает программу и поэтапность работы, как и с маленькими детьми.
Таблица 1. Этапы работы по постановке и автоматизации звука [Р]
№ | Этапы | |
1. | Развитие моторики артикуляционного аппарата; развитие физиологического и речевого дыхания (по необходимости); | Выполнение артикуляционных и дыхательных (по необходимости) гимнастик.Особое внимание уделяется, следующим упражнения: «Барабан», «Грибок», «Болтушка», «Индюк». |
2. | Постановка звука через сочетание ТР и ДР | Показывается и объясняется правильное произношение звука.Показывается артикуляционный уклад органов речевого аппарата при произношении необходимого звука. |
3. | Автоматизация звука ТР и ДР в начале, в середине и в конце слов. | ТРа (ДРа) трава, матрас, литрТРо (ДРо) трос, матрос, осмотрТру (ДРу) трус, подругаТРы (ДРы) …ТРэ (ДРэ)Используются материалы из логопедических тетрадей: Азова Е.А.; Жихорева Ю.Б. и др. авторов. |
4. | Постановка чистого изолированного звука Р | Показывается и объясняется правильное произношение звука.Показывается артикуляционный уклад органов речевого аппарата при произношении необходимого звука. |
5. | Автоматизация звука Р в начале, в середине и в конце слов. | РА, РО,РУ,РЫ; АР,ОР,УР,ЫР, АРА,ОРО,УРУ,ЫРЫ и т.д.Ракета, Корова, Мороз, Тигр, … .Используются материалы из логопедических тетрадей: Азова Е.А.; Жихорева Ю.Б. и др авторов. |
6. | Дифференциация Р-Л | Ра-ла, ло-ро, лар, рол, …. |
7. | Постановка мягкого звука Р. | РЯ,РЁ, РЮ, РИ, РЕ |
8. | Автоматизация мягкого звука Р в начале в середине и в конце слов. | Рис, ребенок, крем, моряк, пряник и тд. |
9. | Дифференциация Р-РьДифференциация Рь-Л | Используются материалы из логопедических тетрадей: Азова Е.А.; Жихорева Ю.Б. и др авторов. |
10. | Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи. |
Любая работа со звуками начинается с правильной постановки этого звука.
Обучающемуся показывается правильный артикуляционные уклад, затем с помощью гимнастик тренируются мышцы лица, губ, языка, неба и тд.
Существует множество различных методик, где описаны способы постановки звука Р. Все они, по-своему, эффективны, но в зависимости от артикуляционных способностей человека, период постановки может варьироваться от первого же дня занятий до нескольких месяцев.
Одним из эффективны способов по постановке звука Р, является упражнение «ГРИБОЧЕК».Логопату предлагается:
1. Улыбнуться2. Разомкнуть зубы3. Прилепить язык к небу
4. И в этом положении произнести звук Д и сильно подуть на кончи языка, при этом язык должен оставаться в приподнятом состоянии.
*Данный комплекс выполняется по подражанию, но для более быстрого овладения данным навыком можно помочь логопату шпателем или зондозаменителем.
У взрослых процесс постановки звука протекает быстрее чем детей.
Гораздо сложнее и длительнее протекает процесс автоматизации.
На начальных этапах автоматизация звука у взрослых и подростков строится по тем же принципам что и у детей дошкольного или младшего школьного возраста (см. таблицу 1).
В данный таблице указаны этапы постановки и автоматизации звуков, но самым важным и основополагающим процессом, из-за которого взрослый человек намеревается исправить свою речь, служит автоматизация звука в самостоятельной речи.
Работая со взрослыми людьми имеющие ротацизм, основной задачей служит найти такой материал, где человек как можно быстрее автоматизировал новый для него звук.
Материалы, которые есть в методических пособиях, авторских рабочих тетрадях не совсем подходят для подростков и взрослых, т.к. там представлен облегченный, детский материал.
В своей статье я хочу предложить те игры и упражнения, которые заинтересуют именно взрослого человека и максимально помогут ему овладеть новым звуком.
Игры и упражнения по автоматизации звука [Р]
Подобрать прилагательные со звуком Р к именам существительным.
Пример:
Колесо (круглое, троллейбусное, прочное, …)Мармелад (абрикосовый, сахарный, привезенный, …)Кенгуру (быстрый, прыгучий, крупный, …)
И т.д.
Полет фантазии.
Игра-импровизация.
— Для 2 и более игроков:
Все по очереди говорят любое слово со звуком Р/Рь, например:
1-й говорит «орел», 2-й говорит «ребенок», 3-й говорит «шнурок», 4-й «ящерица» и т.д.
При этом каждый записывает слова. Должно быть около 7-8 слов.
Если людей мало, значит каждый по очереди называет еще слова, тем самым добирая нужное кол-во слов.
Затем за определенное кол-во времени каждый придумывает рассказ, используя все записанные слова, изменяя их по падежам и числам.
— Для 1 учащегося:
Мы предлагаем вытащить из «Волшебного мешочка» 7-8 карточек (записок) со словами. Проговорить их и за определённое время придумать рассказ с использованием этих слов.
Необычный стих
Игра-импровизация.
Раздать карточки со стихотворением (или использовать «Волшебный мешочек», от куда учащийся достает карточку с стихотворением) и объявляем, что читать нужно в соответствии с ситуацией, написанной на обороте:
1. Вы сильно простужены и постоянно чихаете;2. Очень хотите спать, зеваете;3. Просите милостыню;4. Очень волнуетесь, заикаетесь, смущаетесь;5. Ругаетесь
И т.д.
Буквы алфавита
1. Начните с партнером диалог на любую тему. только каждая следующая фраза должна начинаться на следующую букву алфавита.Например:
Август заканчиваетсяБудет осень!Валенки пора доставатьГорные лыжи тоже!Давай лучше коньки достанем – я всегда мечтала научится на них кататься!
Ездить на лыжах веселее! и т.д.
2. Возьмите одну букву, и начинайте все реплики только с нее. Старайтесь не повторяться слова. В этом варианте тоже нужно сохранить динамику и найти фиал диалога.
Например, были выбраны буквы Р и Н.
А. Надо покрасить забор!Б. Руки не хочу пачкатьА. Надень перчатки
Б. Резиновые?
Экскурсия
Ученику предлагается провести экскурсии по каким-то достопримечательностям. Данное упражнение можно предлагать на каждом занятии, но каждый раз меняя при этом тему.
Примеры:
— Экскурсии по зоопарку (вольер с тиграми)- Экскурсия в океанариуме ( Коралловые рифы)- Экскурсия по городу (Москва)- Экскурсия по метро- Экскурсия в театр или музей и т.д.
— Вечерняя прогулка
Презентация
Данное задание используется в маркетинговой сфере, при собеседовании потенциальных сотрудников. Тут необходимо представит продукт и попытаться его продать, можно также представить предмет как в аукционе.На выбор предлагаются различные предметы (стиральный порошок, корона, ожерелье, ковер и т.д.). Задача логопата за отведенное время придумать рекламный ролик выбранного предмета.
Примеры:
— Продажа экзотических фруктов.- Презентация нового компьютера- Продай ручку/карандаш
— Аукцион антикварных фужеров и т.д.
Задача
В данном задании необходимо предложить тему, затем логопат рассказывает о своих действиях помогающие решить поставленную задачу. При этом можно заранее заготовить словарь, который будет использоваться учеником. Слова подкидываются во время монолога.
Примеры:
— Как найти в торговом центре рубашку по размеру?- Кого бы из друзей ты бы взяла на море?- Кого бы пригласила бы в театр?- Поездка на дачу. (словарь: ворона, забор, репа, корзина, репа, рябина, принц, …)
— Какой подарок можно сделать своими руками? / Подарок сюрприз. (розовая лента, коробка, брошь, мусор, …)
Интервью
Задавать вопросы своему ученику (собеседнику) на определенную тематику.
Примеры:
А. Хорошо ли вы учились в университете?Бала ли практика и чем она запомнилась?Чем бы вы хотели заниматься?Как вы описали бы свою работу?
Кем вы видите себя через 10 лет?
Б. Верите ли вы в дружбу?Расскажите о своем лучшем друге?
Всегда ли нужно прислушиваться к советам друзей?
В. Чем вы любите заниматься в свободное время?Расскажите о вашем любимом хобби.Часто ли вам удается побыть наедине с самим собой?Любите ли вы читать? Смотреть фильмы, ходить в театр и т.д.?
Как часто вы посещаете подобные места?
Рассказ по картинке
1. Рассказ по серии сюжетных картинок.
Тут мы можем предложить ка детские картинки так и картинке для более взрослого поколения. Можно даже предложить комиксы и попробовать их озвучить.
2. Описательный рассказ по одной картинке.
Стоп кадр
Заранее заготавливаются фотографии или картинки с интересными изображениями и предлагается описать эмоцию или действие, которое изображено, что этому способствовало, при каким обстоятельствах запечатлели фрагмент.
Сложная ситуация
Рассказать о своих действиях.
— Вы проиграли зарплату своих подчиненных (общественные деньги) в казино. Ваши действия?
— Вас случайно закрыли в чужом доме (на работе) поздно вечером. Ваши действия?
— Ваша собака съела очень важную бумагу, которую вы должны утром представить в суде. Ваши действия?
— Вы пришли домой, а на вашей кровати спит незнакомый мужчина. Ваши действия?
— Вы приходите на работу, а на вашем месте сидит другой работник. Ваши действия?
— Вас пригласили в ресторан, вы поужинали и вдруг ваш спутник исчезает, не расплатившись. Ваши действия?
— Вы купили краску для волос, покрасили волосы, а оказалось, что они стали зеленого цвета. Времени перекрашиваться нет, а вам обязательно нужно идти на торжественный прием. Ваши действия?
— У вас завтра важный доклад, а у ваших соседей большая вечеринка, которая не даст вам уснуть в любом случае. Ваши действия?
Красноречивая картина
Количество игроков: любое. Реквизит: карточки с заданиями — распечатанные изображения известных картин.
Картины всегда безмолвны. Но наверняка многим зрителям было бы интересно узнать, о чем думают или о чем могут разговаривать между собой нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины.Варианты заданий – картины, которые игрокам нужно «оживить»:
- «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
- «Аленушка» Васнецова
- «Юдифь» Джорджоне
- «Кающаяся Марина Магдалина» Тициана
- «Демон сидящий» Врубеля
- «Три богатыря» Васнецова
- «Охотники на привале» Перова и т.д.
Игрокам дается определенное время на придумывание монолога (диалога, разговора).
Синквейн
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей.
- Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
- Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
- Третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
- Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
- Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Пример:
РадугаРазноцветная, яркаяПроявляется, мерцает, переливаетсяРадуга появляется после дождя
Прекрасна!
Все игры можно комбинировать и использовать в различных вариациях.
При создании упражнений в основу легли импровизированные игры, используемые на различных праздниках. Такая переработка материала позволила с интересом отработать необходимый звук.
Ну а для более успешной отработки звука и его автоматизации неизменным заданием остается как можно чаще повторять и учить скороговорки и чистоговорки.
Умудханова Зарият Саидмагомедовна,
учитель-логопед
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Автоматизация звука Р | Говорунчик — сайт для заботливых родителей
Автоматизация звука Р, начинается с самых легких заданий для малыша.
1. Спой «песенку мотора».
Произнеси звук Р длительно на одном выдохе: р-р-р…
3. Повтори обратные слоги со звуком Р.
Ар — ор — ур — ыр — ир — ер — ёр — юр — яр
4. Повтори слоги, где звук Р находится между гласными.
Ара — аро — ару — ары ора — оро — ору — оры
ура — уро — уру — уры ыра — ыро — ыру — ыры
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
Тра — тро — тру — тры дра — дро — дру — дрыкра — кро — кру — кры гра — гро — гру — гры
пра — про — пру — пры здра — здро — здру — здры
6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.
Атр — отр — утр — ытр арт — орт — урт — ыртадр — одр — удр — ыдр арг — орг — ург — ыргакр — окр — укр — ыкр арп — орп — урп — ырпагр — огр — угр — ыгр арк — орк — урк — ыркарг — орг — ург — ырг абр — обр — убр — ыбр
апр — опр — упр — ыпр арф — орф — урф — ырф
7. Повтори слова, где звук Р находится в начале слова.
Ра: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рак, Рая, рана, работа; ракетка, ранец, раз, радость, рассказ, расческа, ромашка, рожок, розетка.
Ро: Рома, робот, рот, Родина; ровный, роза, роща, рожки, розовый.
Ру: рука, рукав, рубить, рубанок; рукавица, рубашка, Русь, ручка, русый, русский, ручей, ручной, румянец.
Ры: рыба, рыбак, рынок, рыть,’ рыбный, рысь, рыжик.
8. Повтори слова, где звук Р находится в середине слова.
Ра: ура, нора, гора, кора, буран, парад, Вера, Юра, Ира, пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида, буратино; игра, муравей, баранка, детвора, играть, вёдра, пудра, дракон, выдра, квадрат, край, кран, крапива, град, грамм, грамота, фотография, гранат, брат, брать, браво, кобра, право, направо, трап, трава, тетрадь, трамвай, жара, гараж, жираф, карандаш, сарафан, эскадра, краска, красный, грач, зебра, швабра, праздник, астра, трасса, матрас, страус, страны, стража, завтрак, страница, быстрый; боровик, пароход, воробей, аромат, дрова, кровать, проход, пробег, дрозды, мудрость, бодрость, проказник, простыня.
Ар: парк, карп, марка, парта, бархат, Арбат, арба, карман, картон, гармонь, картина, фартук, карта, картина, бархан, арка, март, парк, баржа, артист, арбуз, картошка, старт, заварка.
Ро: урок, корона, макароны, перо, пирог, ворота, горох, дорога, ворона, корова, огород, народ, паром; коробка, ведро, воронка, творог, герой, ведро, тройка, тропка, метро, трое, трогать, крот, гром, громкий, грохот, брови, брод, бродит, провод, пробка, Фрося, сорока, мороз, мороженое, дрожжи, подрос, трос, матрос, крошки, грозы, грозный, брось, брошка, бронза, просо, пропуск, срочно.
Ор: горка, форма, корка, борт, корт, порт, торт, корм, орден, норка, спорт, шторм, морж, шорты, шторка.
Ру: кенгуру, беру; прутик, пруд, труба, труд, трудный, трудно, трубка, друг, подруга, круг, крупный, крупа, вокруг, крутой, кругом, фрукты, кукуруза, парус, Маруся, парусник, пружина, трус, петрушка, ватрушка, трубач, стружка, струны, струи, дружба, дружить, кружка, грузовик, груша, груз, грустить, брусья, брусника, брусок, брус, пружина, срубить.
Ур: Мурка, куртка, пурга, шкурка.
Ры: фары, комары, норы, куры, пары; актеры, ветры, театры, гетры, отрывать, кедры, кадры, бодрый, добрый, Крым, открыть, прыгать, заборы, пожары, боксеры, шахтеры, самовары, шоферы, шары, осётры, крыса, крыша, закрыть, брызги, брынза, прыжок, грызть, грызун.
Ыр: дырка, фыркать.
Ир: мирный, ширма, стирка, кирпич.
Ер: верх, верба, герб, верно, ферма, первый, верный, вернуть, терпеть, вертеть, серп, шерсть, термос, персик, червяк, перчатки, чердак, серпантин, сердце.
Ёр: тёрка, пятёрка, дёргать, ёрш, чёрный.
Юр: юрта, юркий.
Яр: яркий, доярка.
9. Повтори слова, где звук Р находится в конце слова.
Ар: комар, товар, пар, удар, вар, дар, пар, повар; сахар, загар, санитар, самовар, базар, пожар, жар.
Ор: топор, помидор, мухомор, хор, бор, мотор, двор, Егор; забор, светофор, спор, сор.
Ур: бур, тур; шнур, абажур.
Ыр: сыр.
Ир: пир, мир, тир, кефир; мундир, командир, пассажир, зефир.
Ер: катер, ветер, веер; офицер, вечер.
Ёр: ковёр; актёр, театр, педиатр, осмотр, бобр, тигр, кедр, костёр, боксёр, шахтёр, шофёр, министр, центр, осётр, зубр.
10. Повтори слова с двумя звуками Р.
Пробор, прорубь, мрамор, фарфор, аэродром, проверка, термометр, трактор, рупор, проворный, ярмарка, шаровары, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, простор, разговор, оркестр, транспорт, конструктор.
11. Повтори словосочетания.
Бархатная куртка рыбный пирог хитрая ворона, ровная тропинка крутая гора мокрая трава, крупная морковь трудный урок горная тропка, картонная коробка крытый рынок крупный град, разноцветные краски, розовый карандаш, кирпичная веранда, прозрачный шарфик, крупные горошины, чёрная смородина, огромный арбуз, игрушечный барабан, румяный пирожок, шерстяные рукавицы, правдивый рассказ, рыбные консервы.
12. Повтори предложения.
Три слова. Рая кормит рыб. Рома проходит направо. Ира работает продавцом.
Четыре слова. У барана крутые рога. Егор едет во двор. Рома красит раму краской. Жора рубит дрова топором. На небе разноцветная радуга. Юра продаёт огромные арбузы.
Барабан и гитара — инструменты. У Веры бархатный сарафан. Корова Розочка ест травку. У Егора высокая температура. У Иры красивая брошка. Трубач трубит в трубу. Трамвай, метро, пароход — транспорт.
Муравьи живут в муравейнике.
Пять слов. Юра громко барабанит в барабан. У вороны и ворона воронята. У рака норка в воде. Розы, ромашки и астры — цветы. Осётр, карп и ёрш — рыбы. Егор рвёт крупные красные помидоры. У Раи розы и ромашки. У Юры в ранце тетради.
Воробей, ворона и сорока — птицы. Доярка Ирочка доит корову Розочку. У кота Матроскина корова Мурка. Сестра Ирочка играет с пирамидкой. Папин грузовик стоит в гараже. У нашей Мурки бархатная шкурка. Маруся стирает рубашку и фартук. Высокие (стройные) кедры растут у пруда.
Рабочий грузит фрукты в грузовик.
13. Повтори предложения.
Шесть слов. Рома, Юра и Егор — мои друзья. Рая, Вера и Ира — мои подруги. Карпы живут в пруду за огородом.
Рыжики и боровики растут в бору. У рыбака Егорушки в ведёрке ерши. Ира раздаёт тетради, ручки и карандаши. У Маруси карандаши: красный и розовый. В этом году хороший урожай проса. Рая ест зефир и пьёт кефир. Морковь, помидоры, огурцы и горох — овощи.
Семь слов. У Ромы грузовик, там — груши и кукуруза. Рысь, тигр, зубр и выдра — дикие животные. Вера и Рома в бору собирают рыжики. На фотографии мои друзья: Вера и Рома. Персик — это фрукт, а брусника — это ягода.
Восемь слов. В огороде растут красные розы и розовые маки.
Девять слов. Жора и Рома — друзья, а Вера и Рая — подруги. На Роме рубашечка и шорты, а на Рае — сарафан. Ира хорошо играет на арфе, а Рома — на трубе.
Десять слов. У Раи в огороде растут: морковь, помидоры, огурцы, картофель, петрушка и горох.
14. Повтори пословицы и поговорки.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Грамота — второй язык. Без труда, не вынуть и рыбку из пруда. Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Здоровье дороже богатства. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Раньше начнёшь, раньше и поспеешь.
Если не видишь — зайди на гору, если не понимаешь — спроси у старшего. Не топор кормит, а работа. Не бойся работы, пусть она тебя боится. Рукам работа — душе праздник. Каков мастер, такова и работа. С терпеньем в работе не пропадёшь. Рано встанешь, раньше работу кончишь.
К пирогам идут, а от работы бегут. С разговоров сыт не будешь.
15. Повтори и отгадай загадки.
Рук нет, а строить умеет. (Птица)У пяти братьев — одна работа. (Пальцы)Вся дорожка усыпана горошком. (Звёзды на небе)На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц)Сидит на крыше, всех выше. (Антенна)
Рук много, а нога одна. (Дерево)
(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Р)
Автоматизация Р в картинках
Как взрослому автоматизировать звук Р
Автоматизация звука Р у взрослых зависит от тяжести и причины неправильного произношения. Процесс коррекции отличается немногим от детского, включает чтение слогов, слов, текстов с проблемной буквой. Проводить занятия может каждый самостоятельно, дома.
Логопеды при постановке звука у детей советуют применять механические способы воздействия на артикуляционный аппарат. При коррекции звука у взрослого лучше придерживаться имитативных методов.
Это позволяет самому находить нужную позицию, положение при произношении.
Почему возникает неправильное произношение
Звук Р − сонорный, звонкий, согласный, относится к самым сложным в русском языке. Дети начинают проговаривать его позже остальных. Иногда патология затягивается на долгие годы из-за неправильного подхода к проблеме. Длительное бездействие приводит к ухудшению ситуации, человек с возрастом привыкает говорить «картаво», переучить тяжелее, чем откорректировать в раннем возрасте.
Неправильная артикуляция может возникнуть в результате:
- закрепившейся привычки неверного произношения с детства;
- дефекта речевого аппарата: короткая уздечка, длинный или толстый язык, неправильный прикус, высокий свод нёба;
- гиподинамии артикуляционных органов, когда мышцы работают слабо, у человека не получается поставить их в нужную позицию;
- неправильного восприятия речи, снижения слуха;
- логопедических нарушений (дислалия, алалия, ротацизм и т. д.);
- неправильное расположение зубов.
Определять причины неправильного говорения нужно с детства, чтобы облегчить коррекцию. Проблемами дефекта речевого аппарата занимается ортодонт, стоматолог. Гиподинамия может быть исправлена логопедом, либо в тяжелом случае совместно с неврологом. Когда есть проблема со слухом, включается в работу сурдолог и отоларинголог.
Правильная автоматизация
Автоматизация подразумевает оттачивание произношения определенного звука. Переходить к процессу необходимо, когда взрослый может повторить без изъяна Р несколько раз. После одиночного произношения переходят на чтение слогов, слов, предложений, текстов. Чтобы автоматизация проходила успешно, важно следить за основными правилами ее выполнения:
- Проводить занятия необходимо ежедневно, чтобы добиться положительного закрепления.
- Перед непосредственной автоматизацией нужно разогреть речевой аппарат. Для гимнастики подойдут специальные упражнения, помогающие отточить навык произношения звука Р. Можно широко напряженно вытянуть рот в улыбке, высунуть язык вперед и надкусывать его кончик зубами. Произносить цокающие звуки, как делают маленькие дети, играя в лошадку. Вытянув язык, дотянуться до кончика носа, подбородка. Упражнения будут полезны взрослым, которые уже научились выговаривать Р. Они помогают перед автоматизацией растянуть уздечку, проработать связки, разогреть мышцы языка.
- Чтобы автоматизация проходила успешно, нужно следить за правильной постановкой артикуляционного аппарата. При произношении Р зубы должны быть разомкнуты, рот полуоткрыт, язык тянется к нёбу кончиком, находится в напряженном состоянии. Между нёбом и кончиком языка должен оставаться проем для прохода вибрирующего воздуха. Вибрацию издают ые связки. Воздушная струя сильная, выходит на конец языка, стимулируя орган и вызывая его вибрацию.
- При автоматизации звука Р у взрослого нужно придерживаться основного правила: переход от легкого к сложному материалу. Сначала разбираются слоги, слова, предложения, скороговорки, чистоговорки, четверостишия, после переходят к чтению текстов.
Слоги
Взрослым, как и малышам, нужно начинать оттачивать произношение на звукослияниях. Сначала произносятся слоги, где звук Р стоит в закрытой позиции, после можно переходить на открытую, читать более сложные сочетания:
- Первым должно быть звукосочетание ДР. Сначала человек должен попробовать произнести его чисто, после переходить на слоги: удр, юдр, одр, адр, ядр, ыдр, используя все гласные алфавита. Если какой-то слог создает сложность, стоит на нем сконцентрироваться больше.
При автоматизации звука Р в слогах, нужно проговаривать его протяжно, длительно, достигать при произношении максимальной вибрации. Получается, человек утрирует процесс говорения Р.
- Затем звукосочетание ДР произносится с открытой гласной, Р стоит в закрытой позиции. Важно протягивать его вместе с гласной. Взрослому предлагается прочитать слоги: дра, дро, дру, дри, дрэ, дрю, дры.
- Чтение слогов с буквой Р и гласными в открытом или закрытом положении: ар, ор, ир, ур, ыр, юр, ер, ра, ро, ру, ри, ры, рэ, ра.
Слова
Вводить слова нужно после того, как человек освоил произношение слогов. Процесс перехода плавный, к слогам дра, дро, дру, дри и т. д.
Присоединять согласную нужно по смыслу, образовывая слова: друг, дрожь, драма. Важно следовать правилу от легкого к сложному. Сначала читают слова с одним слогом, после образуют с двумя, тремя.
Последний этап − чтение слов с 3 слогами, где встречается 2 буквы Р.
Начинают автоматизацию со слов, где Р встречается в конце слова, или с несложных сочетаний: мир, пир, шар, сор, бор, дар, пар, жар, кара, ссора, пора, лира, базар, ковер, ступор, жонглер, помидор, командир, пассажир, офицер, монтер. После можно переходить на чтение слов с буквой Р посередине: зоркий, форточка, пятерка, паровоз, куртка, тормоз, ларец, скворец, шприц, парта, норка, шторка, артикул, мороз и т. д.
Когда отточен навык произношения Р в конце и середине слова, осуществляется переход к словам, где звук стоит в начале: рак, ракета, рок, роковой, расту, Рита, росток, раковина, рукавица, рубль, рубашка, ручей, ружье, рука, рысь, рыба, рояль, рожица. Сложнее произносить звук, когда он стоит после согласных: прыгать, прутик, грузди, драниц, красота, враг, град, друг, правило, здравствуйте, брусника, сравнение.
Заканчивать работу нужно словами, где буква встречается дважды: фарфор, шаровары, разговор, раскрывать, рассмотреть, кругозор, сортировать, мрамор, проверка, прорубь, параллелограмм, распороть.Когда у взрослого получается хорошо произносить одиночные слова, стоит переходить к словосочетаниям. Важное условие, чтобы первое и второе слова были с буквой Р:
- красная рубашка;
- морская ракушка;
- красная брусника;
- морозная морошка;
- крупная трата;
- врачебный секрет;
- неровная дорога;
- железнодорожный транспорт;
- морская рыба;
- старшая сестра.
Переход от работы со словами к предложениям должен быть плавным. Сначала взрослый учится произносить одиночные слова, переходит на словосочетания, после идут предложения.
Можно составлять их из словосочетаний, придуманных ранее:
- глажу красную рубашку;
- вижу железнодорожный транспорт;
- произошла крупная трата;
- крупная морская рыба;
- в огороде красная брусника и т. д.
При составлении предложений не обязательно к словосочетаниям приставлять слова с буквой Р, они даются для того, чтобы человек не задумывался над тем, где нужно произнести нужную букву.
Часто взрослые, страдающие от картавости, стараются не произносить сложные слова, заменяют их теми, где нет проблемной буквы, что не является правильным.
Успешным можно считать автоматизацию, когда человек не задумываясь, произносит правильно слова с проблемным звуком.
Скороговорки и чистоговорки
После предложений можно работать с чистоговорками и скороговорками. Начинать следует с первых, плавно переходя на скоростное чтение. Чистоговорки помогают отточить правильное произношение определенного звука в различных позициях, разогревают речевой аппарат, стимулируют мышцы органов.
Чистоговорки можно составлять самостоятельно. Нужно присоединять к букве гласную: ра, ре, ор, ру, ры; и слова в рифму: детвора, дворе, вор, игру, норы. Получается:
- Ра-ра-ра в нашем доме детвора,
- Ре-ре-ре ходят куры во дворе,
- Ор-ор-ор оказался мишка вор,
- Ру-ру-ру начинаем мы игру,
- Ры-ры-ры нет у заюшки норы.
Можно использовать для занятий готовые детские чистоговорки.
Скороговорки нужно подбирать по возрасту. Подросткам можно начинать с детских, плавно переходя на сложные. Взрослому предпочтительно сразу штурмовать тяжелые по сочетанию скороговорки:
Бобр добр для бобрят.
У репки да редьки корень крепкий.
Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр.
Солил Терентий грибочки –
Сразу тридцать три бочки,
Съел Терентий грибочки –
Сразу тридцать три бочки.
Тексты
Обязательны тексты для автоматизации звука Р для взрослых. Строить работу по ним можно различными способами. Если речь идет о домашних занятиях, то подойдет простое чтение текстов, где содержится много слов на заданную букву.
Можно пересказывать отрывки или небольшие тексты, чтобы произносить проблемную букву, не задумываясь над ее наличием. Как правило, когда человек читает, он заранее видит сложный звук, готовится к его произношению. При говорении вслух, пересказе это сложно сделать, что делает речь автоматизированной.
Если взрослый при рассказе не делает пауз, говорит чисто, можно считать завершенным процесс автоматизации звука.
Для работы подойдут следующие тексты.
Как правило, автоматизировать звук Р можно в домашних условиях. Достичь отличного результата при ежедневных занятиях можно за 1-3 месяца. Если по истечении данного срока не произошло сдвигов в говорении, стоит обратиться за помощью к профессионалу. Возможно, причина картавости заключается в дефектах речевого аппарата.