Неуправляемый ребёнок

Содержание

Неуправляемые дети: норма или патология? Возрастной кризис у ребенка. Воспитание детей

Неуправляемый ребёнок

К сожалению, многие родители сталкиваются с такой ситуацией, когда в один прекрасный момент замечают, что их ребенок стал неуправляемым. Это может произойти в любом возрасте: в год, три или пять лет. Родителям порой сложно выдержать постоянные капризы ребенка. Как себя вести с детьми в таких случаях и как повлиять на них? Давайте поговорим об этом более подробно.

Внешние проявления непослушания

Как выглядят неуправляемые дети? Внешние проявления могут быть очень разными. Дети весьма изобретательны в этом плане, и каждый малыш осознанно или неосознанно выбирает свою линию поведения.

Наверняка каждый из вас видел, как ребенок орет без видимой причины и что-то требует от родителей, при этом он не слушает доводы старших и не собирается успокаиваться. Родители далеко не всегда могут в таких случаях успокоить свое чадо, особенно если подобные казусы происходят в людных местах.

А, как правило, именно в общественных местах ребенок не слушается. Он пытается хватать предметы, которые брать нельзя, активно бегает, а на замечания посторонних людей реагирует не самым лучшим образом.

Такие ситуации могут развиваться по-разному. Ребенок может успокоиться, но через некоторое время вновь повторить истерику. А бывает и так, что малыши примерно ведут себя в садике и на площадках, но зато дома изводят своим поведением всех родственников. Почему ребенок не слушается и демонстрирует окружающим свое непослушание? Откуда берутся неуправляемые дети?

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо разобраться в причинах.

Причины неуправляемости детей

Причины неуправляемости могут быть очень разными:

  1. Психофизиологические (врожденные особенности в развитии). В таких случаях специалисты указывают на присутствие у ребенка гиперкинетического синдрома, который проявляется в избыточных хаотичных и непроизвольных движениях. Подобная патология характеризуется расстройствами поведения. В таких ситуациях родители не торопятся обращаться к врачам, поскольку не знают о том, что такое состояние не норма и ребенка необходимо лечить.
  2. Возрастной кризис у ребенка. Если вы начали замечать, что малыш регулярно разбрасывает свои игрушки, не слушается вас, а на все замечания отвечает истерикой, то, вероятнее всего, что причина такой неуправляемости кроется в возрастном кризисе (кризис одного года, трех лет, шести-семи, подростковый период). Возрастной кризис у ребенка – это вполне нормальное явление. Этот этап проходят все нормальные детки. На все события в своей жизни малыши реагируют капризами и истериками, а в более старшем возрасте характерным проявлением является лень и упрямство. Дети растут и развиваются, они познают мир, открывая для себя много всего нового и неизведанного. В такие моменты родителям следует уделять больше внимания своим чадам.
  3. Несчастный ребенок. Неуправляемые дети порой своим поведением демонстрируют внутреннее неблагополучие. Их крики – это сигналы о помощи. Таким образом они пытаются показать, что у них есть проблемы.
  4. Неправильное поведение родителей. Взрослые, не имеющие достаточного педагогического опыта, создают неправильные условия воспитания детей. Порой родители сами провоцируют бунт в малыше или, наоборот, поощряют его капризы. Дети, как известно, не рождаются плохими. Они ведут себя так, как им позволяют это делать родители. На поведении наших чад сказывается абсолютно все: разрешаем ли мы им что-то или запрещаем, равнодушны ли мы к ним или внимательны. Неуправляемые дети, как правило, — результат безграмотного воспитания взрослых, не имеющих минимальных педагогических навыков. Такие родители не желают заниматься малышами и вникать в их детские проблемы.

Гиперактивные дети

Если ребенок устраивает истерики, что делать? Как мы уже упоминали, одной из возможных причин может быть гиперактивность малыша. Для детей с повышенной возбудимостью неуправляемость – привычное дело. Такие малыши, даже при огромном желании, не могут контролировать свое поведение. Что же делать родителям, которые столкнулись с такой проблемой?

Вначале им необходимо изучить особенности поведения ребенка с повышенной возбудимостью. Нужно понимать, чем такие малыши отличаются от других. Но это не означает, что ваш сыночек или дочка должны устраивать истерики.

Непослушание может проявляться в активном выражении эмоций, желаний, быстром передвижении, резкой смене деятельности. Ребенок может не реагировать на замечания или успокаиваться по вашей просьбе, но ненадолго. Проявления могут быть очень разными.

Основная черта гиперактивных детей – неугомонность, которая доставляет лишние хлопоты родителям, и в то же время держит малыша в постоянном эмоциональном напряжении.

Методы борьбы с гиперактивностью

Если ваш ребенок орет, вы должны проявить максимальное спокойствие и понимание. Всегда помните о том, что ваша агрессия породит со стороны малыша ответную агрессию.

Вам необходимо научиться проявлять тактичность и стараться договариваться с чадом, и неважно сколько ему лет: один годик или десять лет. Мы, как взрослые люди, должны уметь сдерживать свои эмоции, нам это под силу. А вот дети еще не умеют этого делать.

Запомните, если ваш сын увидит, что вы абсолютно спокойны, то через некоторое время он тоже успокоится.

Специалисты рекомендуют ввести для гиперактивных детей строгий режим дня. Дело в том, что таким малышам необходимо постоянно чем-то заниматься. Соблюдение режима, длительный ночной сон и послеобеденный отдых позволят значительно снизить нервное напряжение.

Ребенок четко должен понимать, чем он будет заниматься в каждый период времени. Такая загруженность поможет снизить проявления неконтролируемого поведения, когда от безделья начинаются капризы и проказы.

Даже самому маленькому чаду можно вменить какие-либо обязанности, которые он должен самостоятельно выполнять.

Неврологи настоятельно рекомендуют отдавать гиперактивных детей в спорт. Такой метод борьбы с «проблемой» поможет найти полезное применение для избыточной энергии малыша. Ребенок должен полюбить спорт.

Если ему не нравится один вид, можно переключиться на другой, и так до тех пор, пока малыш не найдет то, что ему по душе.

Занятия в секции помогут не только выплеснуть лишнюю энергию, но и сбросить агрессию, а также научиться дисциплинированности.

Кроме того, взрослые должны понимать, что при наличии признаков гиперактивности у вашего сына или дочки, нужно обратиться к таким специалистам, как детский невролог и психолог. Неврологи помогут разобраться имеются ли врожденные патологии со стороны нервной системы и головного мозга, а психолог может найти причины неуправляемого поведения.

Поведение родителей

Некоторые специалисты утверждают, что нет неуправляемых детей, просто есть родители, которые не умеют справляться со своими чадами. Даже 1 ребенок в семье с плохим поведением способен создать для взрослых большие проблемы.

Мы иногда не замечаем, как малыши быстро растут и начинают постепенно бороться за внимание к себе. Они хотят самоутвердиться. Как правило, это может проявляться в виде всевозможных протестов против излишней опеки, строгих правил поведения или, наоборот, безразличия взрослых. Порой родители ведут себя таким образом, что их поведение только стимулирует капризность и непослушание детей.

Самой распространенной причиной демонстративного и неуправляемого поведения детворы является нехватка внимания со стороны родителей.

Взрослые могут не интересоваться делами своих отпрысков или совсем мало проводить с ними времени, что побуждает детей на неадекватные поступки.

Ведь для человека нет ничего хуже, чем безразличие, тем более, когда речь идет о детворе. Они стараются обратить на себя внимание взрослых любыми способами.

Подобные проблемы возникают в тех семьях, в которых родители непоследовательны в своих требования: мама с папой говорят противоположные вещи, не сдерживают свои обещания и т.д.

В таких семьях даже 1 ребенок быстро начинает манипулировать взрослыми, а двое детей вообще способны превратить жизнь в кошмар. И виноваты в такой ситуации сами родители.

Все взрослые члены семьи должны договориться о единой тактике воспитания детворы.

Что чувствует мама?

Иногда очень жаль родителей неуправляемых малышей. Нередко посторонние люди безосновательно позволяют себе высказывать свое недовольство маме юного непоседы, которая не может совладать с чадом. Конечно, очень просто кого-то осуждать, когда не имеешь на это никаких оснований.

Женщина, столкнувшаяся со сложным поведением своего ребенка, может по-разному реагировать. Ее реакция зависит, прежде всего, от ее психологических характеристик.

Некоторые мамы на стресс реагируют вполне логичным торможением, а внешне людям может это казаться излишним спокойствием и даже безразличием.

Другие же женщины, наоборот, начинают тщательно контролировать своего ребенка. Оба варианта не слишком удачные.

Если мама стыдится поведения ребенка – это неправильно. Конечно, она осознает проблему и пытается повлиять на ситуацию, ищет причины в себе самой. Но к ребенку нужно относиться с любовью и пониманием.

Также ошибочным является поведение тех матерей, которые полностью оправдывают поступки своих чад, списывая всю вину на учителей, воспитателей, окружающих.

Такая женщина может сформировать в ребенке очень искаженное представление о действительности.

В любом случае окружающие люди должны с пониманием относиться к мамам детей с проблемным поведением.

Кризис 1-2 лет

Практически в любом возрасте с неконтролируемым поведением можно справиться при правильном подходе. Неуправляемый ребенок в год или в два — это не повод для сильного беспокойства.

В таком нежном возрасте на малышей можно оказать влияние любыми способами: отвлечь любимыми игрушками, сладостями, интересными играми.

К ребенку необходимо предъявить ряд требований, которые он должен исполнять: собирать игрушки в меру сил, кушать, спать, Малыш должен четко понимать слово «нет» и осознавать запрет.

Кризис 3-4 лет

В 3-4 года детки делают первые попытки научиться самостоятельности, они все пытаются делать сами. Маленькие исследователи залезают везде в поисках чего-то неведомого и нового. Если ребенок хорошо себя ведет, его нужно непременно похвалить и подбодрить улыбкой. А вот ругать малышей не стоит, необходимо мягко направить их в нужную сторону.

Кризис 6-7 лет

В 6-7 лет происходит интенсивное развитие познавательной деятельности ребенка. Дети начинают учиться, входят в новый режим и огромный социум. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку влиться в новый коллектив и научиться в нем жить. В этом возрасте дети получают первые серьезные коммуникативные уроки.

Подростковый кризис

В девять лет и более старшем возрасте начинаются гормональные изменения, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение ребенка. Ученики быстро растут, развиваются, меняются их интересы.

Подросткам необходимо уделять намного больше внимания, для них очень важно иметь поддержку родителей и чувствовать их понимание. Детей нужно воспитывать оптимистами. Стоит найти общие увлечения и проводить вместе время.

И не стоит забывать о том, что вы должны быть авторитетом для своего сына или дочери.

Основные правила

Если вы столкнулись с детски неуправляемым поведением, то стоит придерживаться следующих правил:

  1. Необходимо быть последовательными в своих делах, поступках и обещаниях.
  2. Ребенок должен четко освоить запреты.
  3. С детьми необходимо общаться на равных, уважая их и считаясь с мнением.
  4. В любом возрасте ребенок должен соблюдать режим дня, это поможет воспитать в нем дисциплинированность.
  5. Нельзя кричать на детей и читать им нотации.
  6. Важным моментом является общение. Как можно больше времени, нужно проводить с детьми, интересуясь их делами и проблемами.

Вместо послесловия

Если вы столкнулись с неуправляемым поведением у вашего ребенка, то стоит задуматься о причинах возникшей ситуации. Внимательные родители, уделяющие много времени своему малышу, смогут привести в норму поведение. Но при этом не стоит забывать о том, что вы являетесь примером для вашего ребенка, поэтому старайтесь быть достойным для подражания человеком.

Неуправляемый ребенок — что делать, чтобы изменить ситуацию

Неуправляемый ребёнок

«Неуправляемый ребенок» — кого так называют? К сожалению, этот эпитет применяется очень широко — и к гиперактивным детям (с психофизиологическими предпосылками к непродуктивному поведению), и к тем исходно благополучным ребятишкам, которые вдруг становятся неуправляемыми. Среди вторых тоже две категории детей — и те, чье непослушание и неуправляемость вызваны возрастными кризисами, закономерными фазами их внутреннего, психического развития, и те, чье неуправляемое поведение спровоцировали внешние обстоятельства — в жизни семьи, поведении родителей. Именно об этих последних «непослушниках» и пойдет речь в статье. Почему возникает проблема и что делать, чтобы решить или предупредить ее, пока она не разрослась? Попытаемся ответить с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Случаи из жизни

Вот пара примеров из практики детского психолога:

1. На приеме мама 11-летнего Ивана, старшего сына в семье.

Мальчик учится в школе с углубленным изучением языков. Год назад родился младший брат. Еще во время второй маминой беременности Ваня стал абсолютно неуправляемым. Не слышит просьб, призывов, не хочет делать уроки.

Успеваемость скатилась с четверок до двоек. Ребенок на грани отчисления из школы. Папа все время на работе, мама — в заботе о младшем сыне; надеялась, что старший будет помощником, но ее ждало разочарование.

Ваня бывает жесток с младшим братом, то прижмет, то придавит. Младший часто плачет.

Мама жалуется: «Ваня — это как будто не мой сын. Я его вообще не понимаю, что ему нужно. Он ничего не слышит. Надо собираться в школу — он идет играть. Говорю не задирать мальчишек в школе — он лезет драться. Уроки не делает, отворачивается, злится, агрессивно отвечает, стал даже материться в ответ.

Наши диалоги это — я говорю: «Иди, делай уроки», — он не отвечает — я повышаю голос: «Иди сейчас же, делай уроки, дураком вырастешь!» — он молчит или огрызается — я уже ору: «Зараза такая, иди делай уроки!» — он или только тогда слышит, или даже на это уже не реагирует.

Я уже ору на него постоянно, а он вообще неуправляемый, делает то, что у него на уме. Помогите справиться с сыном».

2. На приеме мама с сыном Игорем 10 лет. Он тоже старший ребенок в семье, есть младший брат, 6 месяцев.

Игорек был всегда чудо-сыном, понимающим. До 10 лет ему покупалось все, что пожелает, к семейным обязанностям его не привлекали. Учился на пятерки, был послушен и спокоен.

За последние 3 месяца мальчика не узнать. Стал агрессивным, даже жестоким. Мама явно в растерянности и не знает, что делать со своим неуправляемым ребенком 10 лет.

Мама: «Это не Игорь, это чудовище. Я уже часто на него ору, ничего не могу с собой поделать. Он неуправляемый бандит какой-то.

Я ему: «Иди, уберись в комнате», — он в ответ посылает меня, а ведь ничего делать-то больше и не заставляем.

Успеваемость падает, и, главное, он совсем перестал меня уважать, совсем, как будто я для него девочка с улицы, орет на меня в ответ. Не знаю уже, что делать. Пойдем к психиатру, будем препараты выписывать, я не справляюсь».

Оба описанных случая (и подобных — много) сходны в основном: пока ребенок был единственным в семье, он был вполне благополучным, послушным и не причинял беспокойства маме.

После рождения младшего, на которого мама переключилась полностью, старший стал вести себя вызывающе, протестно, стал неуправляемым, будто специально привлекая к себе внимание мамы и вызывая у нее бурную эмоциональную реакцию.

Средства воздействия, к которым прибегает мама (крик, новые требования в жесткой форме, порой оскорбления в адрес ребенка), только еще больше провоцируют неуправляемое поведение сына. Мама в растерянности, проблема растет как снежный ком.

Что делать с неуправляемыми детьми, чтобы изменить их поведение, — таков вопрос очень многих мам. Сначала попробуем разобраться в причинах.

Почему ребенок становится неуправляемым

Представьте: такой замечательный малыш рос в семье, окруженный вниманием и заботой, теплым эмоциональным участием — всем тем, что давало ему ощущение защищенности и безопасности, прежде всего от мамы! До 6-7 лет эта связь с мамой очень сильная, а после — постепенно ослабевает, но вплоть до пубертата остается важным условием нормального психического развития ребенка. И вдруг его мамочка становится отстраненной, сосредоточенной на своих ощущениях (во время беременности) или полностью эмоционально переключается на недавно рожденного маленького и свои переживания, заботу, внимание теперь отдает ему. А про первенца, кажется, забывает… Представьте, что старшенький чувствует: растерянность, беззащитность, страх быть потерянным, ненужным маме, недоумение, в чем он виноват, и злость, агрессию как примитивные формы самозащиты, когда он еще не научился защищать себя сам, по-взрослому.

Истощенная от забот о младшем ребенке мама ожидает и требует от старшего помощи и поддержки, что в ее представлении само собой разумеется: он же старший, значит, должен помогать! А тот даже не догадывается, что у него теперь новый статус в семье с соответствующими обязанностями: быть не только самостоятельным, но и помогать тем, кто в его помощи нуждается. Он не догадывается об этом, не знает, потому что ему как следует не объяснили, что значит быть старшим, и он по-прежнему ожидает поддержки и помощи для себя, которые ему самому действительно необходимы. Ему так комфортно было быть «маленьким», когда родители всячески потакали его желаниям, ничего от него не требовали (и может быть, даже в порыве нежности называли «мой маленький») и сами получали от этого удовольствие. И вдруг мир перевернулся! От него постоянно что-то требуют, его постоянно обделяют лаской и теплыми эмоциями, его практически не замечают или кричат на него, обзывают! Если это называется «быть старшим», то он не хочет быть старшим и будет вести себя как маленький.

В попытках защитить себя он бессознательно скатывается к архетипичным, «животным» формам поведения: кричит, ведет себя угрожающе, не подчиняется, отторгает, проявляет крайнюю неприязнь к маме и тому малышу, который «отобрал у него маму».

И вдруг он делает открытие: в ответ на его агрессию мама начинает обращать на него внимание! Правда, это не те теплые чувства, как раньше, но хоть какие-то чувства, а не игнорирование.

И тогда некогда «чудо-сын» начинает откровенно не подчиняться, демонстративно, вплоть до абсурда, противоречить родительским требованиям, становится неуправляемым.

И своим поведением он «кричит», что ему плохо, что родители, прежде всего мама, должны изменить свое поведение, прийти ему на помощь, чтобы он снова почувствовал себя психологически защищенным и обрел душевное равновесие.

Маме очень трудно

С появлением второго ребенка мама практически все свои физические и эмоциональные силы направляет на заботу о малыше; ее ресурсов просто не хватает, чтобы распределять свое внимание не только на него, но и на других членов семьи: мужа и старшего ребенка.

В этих условиях ей реально требуется действенная помощь, эмоциональная, моральная поддержка. Однако если ее любимые домочадцы привыкли к тому, как было раньше: мама все брала на себя и со всем отлично справлялась (готовила, убирала, стирала и пр.

), — то и теперь с пополнением семьи они продолжают жить по тому же удобному стереотипу. Муж не помогает, потому что он все время на работе и дома он хочет отдыхать, восстанавливаться для работы, чтобы финансово обеспечивать семью.

А старший сын (дочь) не научен помогать, у него за предшествующие 8-10 лет жизни просто не сформирован такой навык.

У самой мамы противоречивое отношение к старшему: в сравнении с младшим он очевидно многое умеет делать самостоятельно и вполне мог бы помочь маме, чего она от него и ждет; но одновременно она сама в отношении к нему использует старый (привычный ей) стереотип, ожидая, что он будет послушным ее указаниям, как раньше.

Вдобавок ко всему, если в прежние годы семейной жизни не сформировалась традиция общего застолья (например, обеды по выходным, когда собирается вся семья), если чаще всего прием пищи происходит разобщенно, когда кому удобно, то внутрисемейные связи оказываются ослабленными.

Все это провоцирует рост внутренних противоречий в семье. Муж недоволен, что жена не уделяет ему прежнего внимания, но, «понимая», что она занята с малышом, выбирает стратегию «переждать», потерпеть год-два — и в этом режиме все больше отдаляется от нее, что постепенно сводит на нет ее чувство защищенности и безопасности.

Мама все больше ощущает себя один на один с растущими как снежный ком проблемами. Она чувствует неуверенность, растерянность, потерю сил и внутренней устойчивости и в порядке бессознательной самозащиты переходит от «взрослых», «родительских» форм поведения к «детским».

Ее собственные вектора придают специфику проявления ее нарастающей неприязни к тем, от кого она ждет и не получает помощи: слезы или крики, оскорбления, возможно, даже мат и рукоприкладство.

Если мужа постоянно нет дома или на него по заведенному порядку отношений нельзя «поднимать голос», а малыш — в зоне защиты, под опекой мамы, то самым слабым звеном становится старший сын (дочь), на ком мама постоянно срывается и впадает в шок от своих реакций на ребенка, которого она должна и хочет любить. Так ее плохое состояние еще больше усугубляется.

Старший ребенок, становясь объектом нападок матери, бессознательно чувствует ее слабость, все меньше воспринимая ее как авторитетного взрослого, родителя, которого надо слушаться.

Поэтому начинает огрызаться, ругаться на мать (если в семье обычным является мат, то ребенок начинает материться на мать), а видя ее растерянность и неумение справиться с ним, еще больше утверждается в том, что он может так себя вести (в преддверии подросткового возраста очень настораживающая тенденция). Это еще больше повергает маму в шок и ужас.

Налаживание взаимопонимания затрудняется также, если у мамы и ребенка разный набор векторов.

Воздействуя на «старшенького» исходя из собственного представления о том, как должно быть, мама наталкивается на неожиданные (ей кажется — немотивированные) реакции чада.

«Добрые старые методы» воспитания: прикрикнуть, пригрозить, наказать, — почему-то не работают. А как иначе, мама просто не знает. Ее наполняет ужас от ощущения, что ситуация идет вразнос, и она «теряет» своего ребенка.

В этой непростой ситуации мама вызывает безусловное сочувствие, в том числе и потому, что она сама не понимает, что делает и каковы последствия ее действий. Вряд ли ее можно винить. Но ситуацию действительно надо менять, тем более что у мамы такой запрос возникает как душераздирающий крик о помощи.

О том, что делать, если ребенок становится неуправляемым, и как это можно предупредить, читайте во 2-ой части.

Подробнее об особенностях воспитания детей можно узнать на онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Авторы:Елена Горшкова, педагог-психолог

Анна Хохлова, врач

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология — все о детях

4 Окт, 2018 Комментариев: 6 1664
Всё о детях психология

Что делать, если ребенок в 3, 5 или 7 лет неуправляемый, важные советы психолога для родителей

Неуправляемый ребёнок

Импульсивные, гиперактивные дети становятся настоящим испытанием для окружающих. Не выполняя инструкций взрослых, часто поддают риску свое здоровье.

Стоит лишь отвернуться, а сорванец уже вылез на самую высокую лестницу. Достаточно всего секунды для опрометчивого поступка.

В дошкольном возрасте не у всех сформировались причинно-следственные связи, малыш попросту не оценивает все риски ситуации.

Контролировать действия 24 часа — непосильная задача. Если ребенок в 5 лет неуправляемый, советы психолога помогут скорректировать поведение. Специалист раскроет не только секреты успешного взаимодействия, но и даст ключики родителям к созданию доверительных отношений.

Причины протестов

Наблюдая за поведением своих детей, родители могут делать разные выводы о причинах непослушания. Некоторые объясняют возрастом — ребенок маленький и это проявления игры.

Кого-то пугают возможные отклонения в развитии, взрослые неистовы ищут мнимые  симптомы. Если ребенок не управляем, прежде чем что-то делать, стоит прислушаться к советам психолога.

Нужно выяснить мотивы поведения, понять, что лежит в основе импульсивных реакций. И лишь после искать инструменты для коррекции поведения.

Гиперактивность

Здоровый малыш отличается подвижностью, познание мира является базовой потребностью. Он активен на протяжении дня, имеет хороший аппетит и глубокий сон.

Если же малыш игнорирует инструкцию взрослых, не может соблюдать правила игры, часто отвлекается во время игровой или учебной деятельности — это поведение называют гиперактивностью.

При отклонениях от нормы сложно довести задуманное для конца, малыш импульсивен и непоследователен, часто не может объяснить мотивы своих поступков.

Причины гиперактивности:

  • генетические факторы;
  • отклонения психоэмоционального характера;
  • социальные факторы.

Прослеживается связь между родовыми травмами, патологиями внутриутробного развития, отягощенной генетикой. Для постановки диагноза придется пройти комплексное обследование.

Дефицит внимания

Дети — талантливые манипуляторы, интуитивно подбирают ключики к поведению взрослых. Малыши прощупывают родителей на определение границ дозволенного. Современный ритм жизни не оставляет времени на неспешные прогулки, беседы, совместные игры и времяпрепровождения.

Не существует определенного графика с 10 до 12, чтобы заняться воспитанием. Потребностью ребенка является одобрение со стороны родителей. Но еще больше нуждается во внимании, любви, заботе.  Капризы, крики, истерики могут стать единственным способом, чтобы заявить — я есть.

Задача родителей уделять время своему малышу, любить его, заботиться на постоянной основе. Если же обращать внимание во время неадекватного поведения, истерики будут способом добиться желаемого. Важны превентивные меры, любовь и забота — лучшие корректоры поведения.

Капризы нужно игнорировать, иначе станут способом восполнить дефицит внимания.

Возрастные кризисы

Пытаясь разобраться, что происходит с ребенком, родители обращаются к специалисту. На психическое здоровье влияет множество факторов, неправильной реакцией взрослые могут усугубить ситуацию. Психологи выделяют несколько возрастных кризисов, влияющие на поступки детей.

Контролируют поведение лобные доли головного мозга, окончательное формирование завершается к совершеннолетию. Этапы возрастных кризисов обусловлены физиологическими процессами, родители должны быть особенно внимательны к детям. Открытое неповиновение и отрицание авторитета взрослых может быть естественным процессом взросления, осознания своего я.

Иногда это реакция на социум, способ адаптации, только выяснив мотивы поступков, получится изменить ситуацию.

Кризис 3-х лет

Первые проявления характера наблюдаются к 3 годам. Часто именно в этом возрасте родители отдают малыша в детский сад. Развитие речи позволяет выражать свои желания. Появляются первые протесты, учится формировать свои мысли, считает себя достаточно взрослым.

Использует истерики, плач, чтобы добиться желаемого. Нервная система быстро истощается, неадекватное поведение может спровоцировать банальная усталость. Малыш только учится распознавать свои эмоции, очень чувствителен к своему окружению.

Психологическое состояние зависит от отношений в семье, интуитивно ощущает любые изменения «погоды» в доме.

Что делать, если ребенок не слушается в 3 года — советы психолога:

  • основное правило здоровой психики малыша — нормальные отношения родителей, позитивный пример взаимодействия, спокойная обстановка умиротворяет даже гиперактивных непосед;
  • важно соблюдать режим дня, прогулки на свежем воздухе отвечают запросам активного времяпрепровождения, помнить о дневном сне, длительность отдыха зависит от темперамента малыша;
  • постепенно вводить правила и ограничения, после игры вместе с ребенком собирать игрушки, мультфильмы и развлекательные мероприятия планировать на первую половину дня, вечером посвятить время творчеству, чтению;
  • не стоит наказывать, кричать, особенно в общественных местах, малыш может позаимствовать тактику поведения взрослых, выражая протест таким же образом;
  • после того как он успокоится, спокойно выяснить причины неприемлемого поведения, по мере взросления будет формироваться причинно-следственные связи и ответственность за свои поступки.

Советы психолога, что делать, если ребенок не слушается в 4 года, аналогичные. Зачастую истерика является манипуляцией, малыш хочет добиться желаемого или избежать чего-то. Классическая ситуация — магазин, игрушки и конфеты.

Если малыш кричит, плачет, взрослым нужно оставаться максимально спокойными. Быстро совершить запланированные покупки и вместе с орущим чадом отправиться домой.

Поощряя истерики приобретением сладостей, игрушек, легко усилить неадекватное поведение маленького диктатора.

Если ребенок не слушается в 4 года советы психолога:

  • не проявлять гнев, агрессию в присутствии малыша, научится контролировать собственные эмоции;
  • постепенно вводить новые обязанности, четырехлетний карапуз может вытирать пыль, поливать цветы;
  • гиперактивным детям нужно правильно распределять периоды активности и отдыха, можно записать в спортивные и творческие секции, замещая неадекватное поведение полезными привычками;
  • взрослые должны учить малыша различать возникающие эмоции, акцентируя моменты при возникновении злости, грусти, веселья.

Кризис 5 лет

Пятилетние дети четко понимают отличия между мальчиками и девочками, продолжают активно познавать мир. Начинается активный этап социализации, проявляют открыто симпатию, антипатию.

Если ребенок в 5 лет неуправляемый, советы психолога помогут восстановить иерархию взаимоотношений. Психологическое и физическое насилие негативно влияет на психику малыша, приводит к появлению комплексов, неуверенности.

Проявление непослушания является нормальным этапом развития, важно научиться правильно реагировать.

Если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога:

  • хвалить и подчеркивать значимость хороших поступков малыша, игнорировать плохие (при условии отсутствия проявлений агрессии);
  • не привлекать к решению конфликта посторонних — воспитателей, бабушек, дедушек, тогда удастся установить доверительный контакт с ребенком;
  • окружить вниманием, заботой, говорить, что он важен и любим, не отмахиваться от его фантазий, страхов, внимательно выслушивать переживания.

Советы психолога помогут, если ребенок не слушается в 6 лет. Начинается активная подготовка к школе. Но не все готовы обучаться, выполняя инструкции взрослых. Лучше провести индивидуальное тестирование, проверить психофизиологическое развитие на соответствие школьным нормам.

Кризис 7 лет

Игровая деятельность замещается обучением, открывает для себя новый мир — школу.  Если ребенок не слушается в 7 лет, советы психолога помогут избежать распространенных ошибок. Меняется мышление, становится более критичным, выделяет логические связи. Проявляет собственную позицию, отвоевывая суверенитет личности.

Что делать, если ребенок не слушается в 6-7 лет — советы психолога:

  • протесты часто связаны со скукой, детям неинтересны привычные доводы, нужно учиться их удивлять, не хочет мыть руки — рассмотреть различные виды бактерий, отказывается чистить зубы — выбрать «эксклюзивную» зубную пасту для космонавтов, стоит проявлять фантазию, применять игровые моменты;
  • учить коллективному взаимодействию, можно использовать групповые настольные игры, эстафету или приобщать ребенка к работе по дому с участием взрослых;
  • использовать социальные истории, сказки, обсуждать героев, мотивы их поступков, интересоваться его мнением, как бы он поступил на месте литературного персонажа.

Что делать, если ребенок не слушается в 8 лет, советы психолога заключаются в поиске контакта. Не нужно стыдить, отчитывать, проявлять агрессию, отзеркаливание поведения спровоцирует нарастание конфликта. Если ребенок 8 лет не слушается, что делать, советы психолога зависят от причины неприемлемых поступков.

Требования, предъявляемые взрослыми, не всегда адекватны природным задаткам. Родители часто переносят собственные нереализованные желания на своих чад. В погоне за одобрением социума забывают о потребностях личности, требуя лишь результат. Отсутствие доверия является основной причиной извечного конфликта поколений.

Правила воспитания неуправляемых детей

Психологи рекомендуют для коррекции поведения использовать простые инструменты:

  • прививать ответственность, поручая обязанности в соответствии с возрастом, в 4 года малыш может убрать свои игрушки, в 10 лет заботиться о домашнем питомце;
  • развивать природные задатки, не навязывать свои хобби, быть в курсе интересов ребенка, его чувств, переживаний;
  • показывать положительный пример поведения не только дома, но и в общественных местах, не бояться ограничивать желания малыша, объясняя свои возможности.

Что делать, если ребенок не слушается в 10 лет, советы психолога заключаются в коррекции семейных отношений. Внимание, забота и готовность менять собственную тактику поведения, поможет родителям наладить контакт со своим чадом.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Неуправляемый ребёнок

Неуправляемый ребёнок

В какой-то момент родители замечают, что их ребёнок совершенно неуправляем. Это может произойти в три года, и в пять, а то и в девять. Тяжело выдержать капризы, истерики и другие проявления непослушания. Мало кто из пап и мам готов это терпеть. Как объяснить неуправляемое поведение ребёнка и что с ним делать? Ответы найдёте в нашей статье.

Взгляд со стороны

Кто такой неуправляемый ребёнок? Это ребёнок, не выполняющий требования и правила родителей, не подчиняющийся им.

Давайте вспомним, как выглядит со стороны неуправляемое поведение ребёнка. Например, представьте, что ребёнок несётся как торнадо по детскому психологическому центру. Кажется, что он одновременно в нескольких местах. Повсюду лезет, всё трогает, дёргает, тянет, обращается к встречным, не дожидаясь ответа.

При хватании ценных предметов и получении замечаний — реагирует неадекватно, агрессивно, бросается в драку или отмахивается и несётся дальше, угрожая опасностью что-то разбить и сломать.

В таких ситуациях мамы, обычно, в полной растерянности: не хотят быть бессердечными и жестокими по отношению к ребёнку, а что-то сделать, чтобы остановить беспорядок, не могут.

Бывает так, что ребёнок вроде бы утихомирился, проявил послушание, но спустя какое-то время всё снова становится как прежде: малыш не слушается, окружающие недовольны, родители в шоке.

А бывает, что дети вполне тихо и мирно ведут себя в детском саду, школе или в гостях, однако дома превращаются в настоящих хулиганов и практически доканывают своим поведением всю семью.

Чем же может быть вызвано столь демонстративное поведение?

Рассмотрим причины

Причины детской неуправляемости различны:

  1. Врождённые особенности развития (психофизиологические). Специалисты чаще всего указывают на гиперкинетический синдром, который выражается в избыточных непроизвольных движениях. Такая патология проявляется в виде расстройств поведения. К сожалению, при таких случаях родители не всегда спешат к врачу, хотя в этом случае лечение просто необходимо.
  2. Возрастной кризис. Если вы замечаете, что ребёнок регулярно разбрасывает игрушки, совсем не слушается, а на замечания реагирует истерикой, то, скорее всего, причина его неуправляемости – возрастные кризисы (от года до трёх, шести-семи лет, подросткового возраста). Кризисы, связанные с возрастными особенностями, бывают у всех нормальных детей. Реагируя на события в своей жизни истериками и капризами (в младшем возрасте), упрямством и ленью (в более старшем возрасте), ребёнок растёт и познаёт мир, открывая для себя его новое понимание, осознавая границы дозволенности. В эти периоды родителям нужно быть просто внимательнее к детям.
  3. Несчастливый ребёнок. Внутренне неблагополучие может стать причиной неуправляемости ребёнка. В таком случае поведение ребёнка, которое сложно контролировать, — это крик ребёнка о помощи. Своим поведением маленький бунтарь демонстрирует взрослым, что у него проблемы.
  4. Неверное поведение родителей. Родители, у которых недостаточно педагогических знания и опыта, могут вести себя неправильно по отношению к бунтующему ребёнку: провоцировать его, поощрять капризы и т. д. Ребёнок не рождается плохим. Он просто ведёт себя так, как ему позволено родителями. На поведении ребёнка сказывается, разрешаем мы или запрещаем, позволяем или ограничиваем, внимательны ли мы к нему или равнодушны.

«Это может быть полезно. Уверенность родителей в своих действиях и последовательность в требованиях к ребёнку, чёткое представление о том, что можно, а чего нельзя – залог послушания и адекватного поведения».

Чаще всего именно педагогическая безграмотность родителей, их нежелание уделять время воспитанию ребёнка, лежит в основе детской неуправляемости.

Что делать с гиперактивностью?

Бывает так, что причина неуправляемости ребёнка кроется в его гиперактивности. Для ребёнка с повышенной активностью состояние неуправляемости – обычное дело. Такие дети даже при всём своём желании не могут сдержать себя.

Что же делать с гиперктивностью?

  1. Изучаем вопрос гиперактивности. Вначале родителям следует разобраться в этом вопросе, узнав, какие проявления поведения присущи гиперактивным детям. Такие дети от обычных отличаются слишком свободным поведением, непослушанием. Они не реагируют на запреты и просьбы, а также не умеют управлять эмоциями и желаниями. Эти характеристики – основа их неугомонности, противоречий и страхов. Нахождение в постоянном логическом напряжении наносит эмоциональный урон ребёнку, от чего плохо становится и малышу, и его родителям.
  2. Проявляем спокойствие. Помните, что агрессия рождает агрессию. Не сдержавшись в отношении ребёнка, вы не сможете с ним договориться, а только усугубите скандал. Сдерживайте эмоции (ведь та то мы и взрослые), будьте последовательны в действиях и решениях. Увидев ваше спокойное поведение, малыш поплачет и успокоится.
  3. Вводим чёткий режим дня. Гиперактивным детям нужно быть всё время чем-то занятыми. Сделайте небольшой яркий плакат с расписанием дня и поместите его в поле обозрения ребёнка. Распишите, сколько времени отводится на каждый вид деятельности. Не забывайте напоминать ему об обязанностях.
  4. Отдаём в спорт. Лучший способ найти применение чрезмерной энергии гиперактивного ребёнка – записать его в спортивную секцию. Ребёнку должно нравиться заниматься спортом. В процессе занятий он не только выплеснет негативную энергию и скопившуюся агрессию, но и научится соблюдать дисциплину.

Если ни один из описанных способов не помогает или не подходит – лучше проконсультироваться с психологом или врачом: причина неуправляемости может крыться о врождённом заболевании мозга.

Модели поведения родителей

«А знаете ли Вы, что не существует неуправляемых детей, зато существуют родители, не умеющие справляться со своим ребёнком?».

Когда малыш подрастает, он начинает бороться за внимание к себе, за самоутверждение. Чаще всего это происходит в виде различных протестов против опеки и надзора, требований, строгости или, наоборот, безразличия родителей. Эти модели поведения родителей только стимулируют неподчинение детей и развивают их капризность.

Одной из самых распространённых причин неуправляемого и демонстративного поведения ребёнка, является недостаточное внимание родителей. То, что родители не обращают на ребёнка внимания либо же не проводят с ним достаточного количества времени, может побуждать его к не совсем адекватному поведению. Для детей нет ничего хуже, чем безразличие. Вот они и стараются обратить на себя внимание.

Проблемы возникают в тех семьях, где папа и мама непоследовательны в требованиях: не сдерживают обещания; сегодня разрешают, а завтра разрешают; папа говорит одно, мама совершенно противоположное, а бабушка третье.

Ребёнок из такой семьи будет легко манипулировать взрослыми, устраивая целые спектакли. Родители должны договориться о единой тактике воспитания, решить, что ребёнку можно, а что — нет, очертить границы позволенного.

«Совет. Взрослый должен помнить, что он — главный инициатор построения отношений с ребёнком».

Жалеем маму

Так жаль бывает тех родителей, которые никак не могут совладать с неуправляемым ребёнком. Нередко можно услышать неприятные слова в адрес матери маленького непоседы.

Окружающие считают таких матерей равнодушными к воспитанию собственного ребёнка, неспособными повлиять на него, успокоить, объяснить правила поведения. Легко так говорить: ведь это чужой ребёнок. Окружающим сложно поставить себя на место матери.

А поставив — можно ощутить лишь безумное напряжение, усталость, отчаяние.

В зависимости от психологических характеристик матери, она может по-разному воспринимать неуправляемое поведение ребёнка. Одна из них на стресс отреагирует защитным торможением, внешне проявляя равнодушие, в внутри — сильно переживая. Другая мать, наоборот, будет контролировать каждый шаг сорванца, чувствуя досаду и проявляя раздражительность. Оба стиля — далеко не лучшие варианты.

Когда мать стыдится буйного поведения своего ребёнка — это верный знак. Она осознаёт проблему, пытается найти выход из неё, ищет причины в себе.

Если мать оправдывает ребёнка во всём, что бы он ни сделал, обвиняя воспитателей, учителей, детей и прочее окружение в существующих проблемах, то она неадекватно воспринимает ситуацию. У такой матери искажено представление об общественных нормах поведения, она не способна изменить ситуацию к лучшему.

Эта мать легко внушит ребёнку мысль о враждебности мира, посеяв страхи в его душе. А гиперактивные дети и без этого отличаются повышенной тревожностью.

В любом случаем, окружающим следует с пониманием отнестись к матери, у которой такой проблемный ребёнок, ведь это непростое испытание. А оптимальным вариантом начала входа из проблемы для мамы должна быть любовь к ребёнку, однако, не бездумная, а направленная на позитивное воспитание.

Что делать, если ребёнок неуправляем

В большинстве случаев неуправляемое поведение поддаётся контролю, хоть и с трудом. Посмотрим, что можно сделать в каждом конкретном возрасте:

1,5-2 года. Лучше с самого раннего детства составить список ваших требований к ребёнку и следить за их исполнением. В этом возрасте на ребёнка можно воздействовать любым методом, который работает: отвлечение яркой игрушкой или сладостью, интересной игрой.

Малыш не кушает, не убирает игрушки – так будет продолжаться до тех пор, пока вы не измените отношение его к этим делам. Помните: не вы зависите от малыша, а он от вас. Для малышей должно работать правило «абсолютного запрета», которое надо строго соблюдать.

Например, ни в коем случае не подходить к плите или утюгу.

3-4 года. В этом возрасте малыш учится быть самостоятельным, он всё хочет делать сам. Дети исследуют, что можно, а что нет. Если они хорошо себя ведут – родители одобряют их улыбками. Если нет – ничего страшного.

Обратите внимание на то, что у малыша хорошо получается, и чаще хвалите его. С помощью поощрения можно изменить малыша в лучшую сторону.

Задача родителей – не ругать (и ни в коем случае не бить) детей, а мягко направлять их, показывая, как вести себя хорошо.

6-7 лет. Это период интенсивного развития познавательных процессов ребёнка, а также вхождения в новый социум – в школу. Ребёнок начинает интенсивно учится, привыкает к новому режиму дня, пытается наладить отношения с одноклассниками. Родителям нужно быть внимательным к ребёнку, помочь включиться в учебный процесс, преодолеть коммуникативные трудности, поддержать.

9 лет и старше. Приблизительно в этом возрасте начинаются гормональные изменения, которые могут влиять на поведение ребёнка. Ученик растёт, меняются его интересы, он развивается физически и эмоционально.

С подростками нужно работать особым способом, ведь им важна солидарность родителей, понимание. Воспитывайте в оптимистичном духе. Найдите общие увлечения, проводите вместе выходные. Будьте авторитетом для вашего ребёнка.

Смотрите видео, в котором психолог советует, как справиться с шалуном

Если родители будут работать не только над детьми, но и над собой, задумываясь о методах воспитания, то они достигнут успехов и преодолеют неуправляемость ребёнка.

Как найти подход

Чтобы не допустить или исправить неуправляемое поведение ребёнка, предлагаем руководствоваться системой правил:

  1. Будьте последовательны. Научитесь держать слово, данное ребёнку, и выполнять обещанное. Не нарушайте установленные семейные правила.
  2. Будьте тверды в запретах. Ребёнок может почувствовать слабинку, если по утрам чего-то нельзя, а вечером уже можно.
  3. Общайтесь с ребёнком на равных. Уважайте мнение ребёнка, цените его личность, считайтесь с его мнением. Когда отказываете в чём-то – поясняйте, почему.
  4. Разработайте режим дня. И добивайтесь его соблюдения ребёнком. Это приучит ребёнка к дисциплине и порядку, сократит к минимуму протесты. С малышом будьте рядом, обучая его повседневным делам. Повторяйте действия вновь и вновь. Пройдёт немало времени, пока он научится соблюдать режим по своей воле.
  5. Не кричите. Ребёнок – маленькая личность, которая хочет, чтобы и её уважали. Поэтому будьте уважительны к малышу, не повышайте голос, не ругайте, не обвиняйте, не бейте.
  6. Не читайте нотаций. Лучше один раз чётко приказать или заинтересовать, чем нудно увещевать.
  7. Не задавайте вопросов, побуждающих ко лжи.
  8. Общайтесь с ребёнком чаще. Так вы найдёте общий язык.

Если истерика случилась

  • Малыша можно усадить на колени, обнять, ласково поговорить с ним, глядя в глаза, пока истерика не пройдёт.
  • Нужно отвлечь ребёнка чем-то нейтральным, использовать юмор и ласку. Когда ребёнок успокоится, нужно ему спокойно объяснить, что так делать нельзя.

  • Выйдите из комнаты во время истерики. Представление всегда рассчитано на зрителя.

Главное в работе с детской неуправляемостью то, что ваши усилия, ограничения и запреты должны быть объединены силой родительской любви, заботы и уверенности в том, что вы воспитываете ребёнка во благо.

Выводы

Столкнувшись с детской неуправляемостью, родителям нужно задуматься, что беспокоит ребёнка, в чём истинная причина такого поведения, как ему можно помочь. Если родители будут внимательны к проблемам ребёнка, его поведение придёт в норму. Не забывайте о своём поведении. Ребёнок учится всему у родителей. Поэтому старайтесь стать эталоном для подражания.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.