Ребёнок в 1.7 не говорит

Содержание

Доктор Комаровский: что делать, если ребенок в год и старше не говорит

Ребёнок в 1.7 не говорит

Первый годик жизни малыша – период одновременно и радостный, и волнительный. Мамочки читают журналы, смотрят передачи, общаются на форумах и на прогулке, сравнивая достижения крохи с другими детьми. Вот он уже научился сидеть, стоять, делает первые неуверенные шажки.

И следующее ожидание связано с первым словом, которое должен сказать малыш. И снова родители волнуются, ведь по статистике все чаще диагностируются нарушения развития речи у детей.

Евгений Комаровский в своих передачах рассказывает об этапах речевого развития, причинах отсутствия речи и учит, как помочь ребенку заговорить.

Речевое развитие от 0 до 12 месяцев

Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:

  • к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
  • в год умеет произносить несколько простых слов.

Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:

  • протекание беременности и родов;
  • методы воспитания;
  • половая принадлежность.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.

Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.

Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.

Почему малыш не разговаривает

Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:

  • Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
  • Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
  • Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
  • Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
  • Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
  • Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.

Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.

Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.

Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.

Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.

Как разговорить кроху

Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, доктор Комаровский рекомендует родителям постоянно разговаривать с ним, начиная с младенческого возраста. Разговорные навыки можно сравнить с велосипедной ездой. Пока ребенок не сядет на велосипед, он не научится ездить. Аналогично и с разговорной речью. Малыш не заговорит, если взрослые не будут к нему обращаться.

В идеале начинать общаться с крохой стоит еще во время беременности и продолжать после его появления на свет.

Малыш смотрит на губы родителей, отмечает их движение во время речи. Чтобы удержать внимание ребенка, необходимо говорить с разной интонацией, скоростью и громкостью. Подобная тактика преследует одновременно две цели:

  • концентрирует внимание крохи на говорящем;
  • знакомит его с эмоциональной окраской речи.

Важно связывать образ с произносимыми словами. Для этого нужно смотреть в глаза малыша, когда к нему обращаешься. Это позволит также отследить реакцию ребенка. Показывайте на предмет, озвучивая его, что поможет связать образ и название предмета, и малышу легче будет его назвать.

Чтобы ребенок запомнил новые названия, не ленитесь повторять их снова и снова. Старайтесь, чтобы малыш научился правильно произносить. Дайте ему возможность потренироваться. Пусть попробует произнести слово или слог столько раз, сколько хочет.

Задавайте крохе вопросы, даже если он пока не сможет ответить. Можно попросить показать предмет, помахать до свидания или сделать воздушный поцелуй. После того как малыш научится говорить, продолжайте задавать ему вопросы. Это активизирует мозговую деятельность, развивает интеллект.

Побольше читайте. Сказки познакомят кроху с новыми словами, разовьют его воображение и образное мышление. Можно рассматривать картинки, просить малыша называть, что на них изображено.

Мамины колыбельные – еще один способ общения. Мелодичные звуки ласкают слух, а их повторение ускоряет речевое развитие и способствует запоминанию слов.

То, что малыш к году не говорит – это вариант нормы. По словам Евгения Комаровского, паниковать не стоит. Важно создать благоприятную атмосферу, уделить больше внимания. И очень скоро он произнесет свое первое слово. Не стоит повторять за малышом неправильно сказанные слова. Это замедляет развитие дикции и артикуляции. Сюсюканье уместно только, если ребёнок младше 6 месяцев.

Какие слова должен говорить ребенок в год: способы помочь разговаривать малышу

Ребёнок в 1.7 не говорит

Неспособность годовалого малыша разговаривать особенно беспокоит родителей, если они встречают младенца такого же возраста, который уже освоил произношение многих слов. Неизбежно возникает вопрос: если ребенок не говорит в год, должны ли мама и папа волноваться?

Грудничок пытается говорить

Особенности развития речевого аппарата

Ребенок открывает первые возможности общения, когда узнает, что с плачем ему удается получить еду и комфорт. Более того, новорождённые с первых месяцев уже начинают распознавать важные звуки вокруг них, например, голос мамочки. По мере взросления дети начинают понимать звуки речи, составляющие слова их языка. К полугоду они уже различают все звуки.

Важно! Как и в любом аспекте развития, у каждого ребенка свой ритм при овладении языком. Все зависит от индивидуального развития малыша, от того, когда его мозг биологически подготовлен к произнесению первых слов.

Однако не все дети следуют естественному прогрессу, или серии этапов, чтобы освоить языковые навыки. Иногда они задерживаются в достижении этих стадий из-за проблем со слухом, в других случаях – с органами, составляющими речевой аппарат (ЦНС, легкими и бронхами, горлом и гортанью, полостью рта и носа). Также на развитие речи способны повлиять внешние условия, в которых растет ребенок.

Нормы развития речи

Речь – это акт говорения, один из способов общения. Она включает в себя точную координацию мышечных действий языка, губ, челюстей и ого тракта для создания узнаваемых звуков, составляющих язык. В развитии речи и слуха ребенок должен пройти ряд последовательных этапов, на каждом из которых он должен проявлять определенные достижения.

Новорожденный до 3 месяцев:

  • реагирует на звуки;
  • успокаивается и улыбается, когда с ним говорят;

Младенец улыбается маме

  • плачет особенным образом, в зависимости от того, что его беспокоит;
  • начинает мычать и издавать отдельные звуки.

От 4 до 6 месяцев:

  • следует за звуками глазами, пытаясь определить их источники;
  • реагирует на изменения в тоне голоса матери;
  • распознает объекты, производящие звуки;
  • произносит некоторое количество простых слогов, таких как «ма», «ба», «па»;
  • способен смеяться.

От 7 месяцев до 1 года:

  • поворачивает голову и смотрит, откуда происходят звуки;
  • внимательно слушает, когда говорят взрослые;
  • лепечет группы слогов «бабабаба», «папапапа», «мамамама»;
  • подражает разным звукам речи;
  • понимает некоторые слова и правильно ассоциирует их с предметами и действиями;
  • общается с помощью жестов, например, поднимает руки;

Малыш машет ручкой

  • может произносить несколько коротких слов.

От года до двух лет:

  • знает различные части тела и может указать на них, когда его просят;
  • выполняет простые просьбы, например, «Дай мне мяч»;
  • наслаждается рассказами, песнями и стихами;
  • соединяет слова в простые предложения: «Где папа?»;
  • постоянно пополняет речь новыми словами;
  • произносит все больше согласных звуков.

Когда говорят, что ребенок разговаривает в год, это значит, что он произносит несколько простых слов и понимает обращенную к нему речь.

Тревожные симптомы

Можно говорить о простой речевой задержке, когда относительно хронологического возраста ребенка он осваивает определенные этапы в развитии речи позднее. Если ребенок еще не говорит в год «мама», это не обязательно свидетельствует о речевых нарушениях, особенно, когда он произносит другие звуки.

Однако родителям не всегда легко узнать, сколько времени необходимо их малышу для освоения очередного этапа речевого развития. Они волнуются, предполагая наличие проблем, требующих помощи медиков.

Важно! Ребенка, который не реагирует на любые звуки и сам их не издает, необходимо показать специалисту.

Какой признак может указывать на проблемы с речевым аппаратом, определяется в зависимости от возраста:

  1. Один годик: не использует жесты для общения (не указывает, не машет ручкой при прощании и т. д.);
  2. 1,5 года: общается только жестами, не пытаясь воспроизводить слоги, не может имитировать звуки, плохо понимает или не понимает вообще обращенные к нему просьбы;
  3. 2 года: способен только повторять слова и действия взрослых, но сам не проявляет инициативы общаться, имеет странный тон голоса (например, хрипит).

Важно! Если малыш не произносит слова должным образом, так, что его не понимает даже мать (у двухлетнего малыша она должна понимать примерно половину слов, у трехлетнего – 75%), это также является причиной для обращения к специалисту.

Причины задержки развития речи

Почему годовалый малыш не произносит слоги и не проявляет интерес к общению, определяется разными факторами:

  1. Анатомические нарушения в развитии языка и неба. Например, короткая уздечка, или складка под языком, лимитирует движения языка при произнесении звуков;

Короткая уздечка у ребенка

  1. Проблемы со слухом. Могут возникать из-за дефектов развития плода в период беременности матери, наследственных заболеваний, осложнений после ушных инфекций.

Важно! Если младенец имеет проблемы со слухом, он также не может имитировать звуки и понимать обращенные к нему слова.

  1. Генетический фактор. Когда у малыша есть родственники, которые поздно начали говорить, то не исключено, что и он не заговорит рано;
  2. Расстройство орально-моторных функций. Они возникают, когда в участках мозга, задействованных в производстве речи, есть нарушения, из-за которых ребенку тяжело координировать язык, челюсть и губы;
  3. Аутизм. Дети, страдающие аутическими нарушениями, начинают говорить гораздо позднее из-за погружённости в себя и отстранения от окружающего мира;

Ребенок аутист

  1. Задержки психического развития;
  2. Половой признак. Было замечено, что мальчики начинают разговаривать позднее девочек. Это справедливо для большинства младенцев мужского пола, но не для всех. Интересно, что мальчики быстрее начинают строить слова в предложения;
  3. Одновременное обучение нескольким языкам. Если в семье разговаривают с малышом на разных языках, то ему требуется больше времени для распознавания звуков и понимания значения слов.

Важно! Для успешного освоения нескольких языков одновременно необходимо, чтобы каждый взрослый разговаривал с малышом только на одном из них. Тогда малышу легче ассоциировать определенного человека с характерными звуками речи, и овладение языком идет быстрее.

  1. Наличие системных заболеваний. Если ребенок с детства страдает серьезными болезнями, у него возможно снижение общего интереса к познавательной деятельности;
  2. Нервные стрессы. Если младенец перенес сильное эмоциональное переживание, что может быть связано с неблагоприятной атмосферой в семье, разлукой с матерью и т.д., развитие его речи может замедлиться;
  3. Недостаток общения. В семьях, где на малыша обращают мало внимания, не пытаются взаимодействовать с ним при помощи жестикулярного общения или разговоров, его речевые навыки формируются с задержкой;
  4. Чрезмерная опека. Когда малыша не побуждают к выражению своих желаний, а стараются предупреждать их, мотивация к произношению слов снижается.

Способы ускорения развития речи

Если у младенца нет никаких проблем с развитием речи, требующих вмешательства специалистов, родители могут разговорить его, уделяя малышу внимание на протяжении всего дня:

  1. Нужно постоянно говорить с малышом с рождения. Кроме того, что голос папы или мамы успокаивает его, ребенок постепенно начинает понимать, что язык необходим для общения;

Мама разговаривает с грудничком

  1. Если младенец еще маленький, пять месяцев или меньше, то иногда можно, разговаривая с ним, имитировать детскую речь или голоса героев мультфильмов, но, обращаясь к детям старше полугода, необходимо произносить слова обычным тоном, не кричать и не сюсюкать. Малыш будет подражать именно тому типу звуков, которые издают родители;
  2. Лучше использовать короткие односложные или двусложные слова, прося что-то делать малыша, например, «дай», «стой», «пока». Имитируя более длинные слова, младенец обычно произносит только последний слог, и понять его трудно;
  3. Хотя годовалый ребенок не может говорить, он впитывает все, что происходит вокруг. На прогулке необходимо рассказывать, какого цвета машина, куда мы пойдем и т. д.;
  4. Хорошую помощь в развитии речевых навыков оказывают книжки с картинками. Можно показывать малышу различных животных, а затем просить его узнать их. Скоро он начнет называть полюбившихся персонажей;

Младенец смотрит картинки

  1. Игры также стимулируют речевую активность. Выбрав любимую игрушку малыша, можно показать ее, а потом куда-нибудь деть, например, спрятать под другими игрушками. Затем побуждать ребенка искать ее, перебирая предметы и спрашивая о каждом;
  2. Дети очень любят музыку, песенки, стишки и пытаются повторять их за мамой. Они сразу узнают любимые мелодии и радуются, услышав знакомые звуки.

Не стоит переживать, если в год младенец не произносит много слов или воспроизводит только слоги. При терпеливых и спокойных занятиях с малышом и достаточном внимании он скоро начнет каждый день удивлять родителей своими достижениями.

Ребёнок в год не говорит: норма развития речи и устранение задержки

Ребёнок в 1.7 не говорит

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго — своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8–9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами.

Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия.

При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.
Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» — все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы дожили!

— Мы выжили!

— Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Почему малыш в год не говорит

Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?

Ребёнок в 1.7 не говорит

Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.

Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.

Расстройство экспрессивной речи

«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.

Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.

Чем характеризуется такое состояние:

  1. Ребенок совсем не говорит.
  2. В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
  3. После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.

При этом очень важно отметить другие важные признаки:

  1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
  2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
  3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
  4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
  5. Нет проблем со слухом.

Почему он не говорит?

Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?

Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Причины внешние:

  1. Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
  2. Отсутствие примера.

    Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований.

    Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.

  3. Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной.

    При этом они могут хорошо понимать речь родителей.

  4. Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто.

    Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.

На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком.

Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.

Причины внутренние:

  1. Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже.

    Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.

  2. Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга.

    Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.

  3. Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д.

    приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.

Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

Ребенок не разговаривает в 2 года – советы доктора Комаровского

Ребёнок в 1.7 не говорит

Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.

Когда ребенок должен начать разговаривать

Существуют нормы речевого развития, по которым можно понять, развивается ли малыш нормально, или имеет отклонения.

  • К 1 году жизни большинство детей осмысленно говорят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «би-би», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят однословными высказываниями.
  • В 1,5 – 2 года словарный запас малыша расширяется, он начинает говорить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких людей и описывает предметы и действия. У малыша формируется потребность в общении. Он сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к возрасту 2 лет составляет около 300 слов.
  • В 2 года ребенок овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной чертой речи двух лет является то, что она является жестикуляторной: состоящей из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только произносит звуки, но и сопровождает мимикой свой ответ.
  • К концу второго года детский словарный запас составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, искажая их, заменяя одни слоги другими: «тяпка» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».
    Тем не менее, к концу второго года жизни, малыш начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетка может обратиться к родителям с просьбой, выразить им свои эмоции, активно заявить о своем желании или не желании что-либо делать.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины

Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:

  1. Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
    Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи.
  2. Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
  3. Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
  4. Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
  5. Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
  6. Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
  7. Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский – известный врач педиатр, который получил широкую известность благодаря передачам на телевидении. В них он дает экспертные советы мамам детей относительно различных проблем воспитания.

В своих передачах он неоднократно раскрывал тему развития речи детей.

Основные тезисы:

  • По мнению доктора Комаровского мамы слишком рано начинают бить тревогу о том, что ребенок говорит. Смеясь, он говорит о том, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу нет еще и года.
  • Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов на развитие детей. По мнению доктора, современные дети «намного больше общаются с телефонами и планшетами, нежели с родными мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей с ребенком. Современные родители очень загружены и сами испытывают постоянный стресс, однако, не смотря на высокий темп жизни, крайне важно ежедневно находить время для общения с ребенком, говорит Евгений Олегович. По мнению доктора, нет смысла вести малыша к врачам и «искать волшебную пилюлю», если он испытывает дефицит общения в своей семье. Эмоциональное общение с мамой и папой порой дает намного больший результат в развитии речи ребенка, нежели медикаментозное лечение.
  • В своей передаче «Что делать, если ребенок в 2 года не говорит» Комаровский подробно объясняет разницу развития детей, которые играют гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячом или куклой, ему всегда требуется связующий объект между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку как именно нужно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение между взрослым и малышом стимулирует его речевое общение.

Сначала у ребенка формируется потребность понять то, что ему говорят взрослые. Таким образом, формируется так называемая пассивная речь – способность малыша понимать обращенную к нему речь.

В 2 года ребенок должен уметь выполнять двойную инструкцию. Например: Возьми куклу Машу и дай мне». Если ребенок в 2 года не разговаривает, но понимает речь взрослых, можно говорить о том, что он прошел 1 этап развития речи – формирование пассивной речи. Следующим этапом следует развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.

Что делать, если ребенок не говорит

Родителям, которые беспокоятся о том, что в 2 года малыш до сих пор не заговорил, Комаровский рекомендует обратится к врачам.

Обследования

  1. Обследование у ЛОРа
    Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит.
  2. Консультация неврологаНеврологические патологии являются частой причиной отклонений в речевом развитии, от легких до самых тяжелых.

    Обследование у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечить.Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития:Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить• Когда малыш начал гулить, понимать обращенную к нему речь взрослых• Какими навыками и умениями он обладает сейчас.

    Врач обязательно спросит вас об этом, поэтому приготовьтесь ответить на эти вопросы.

  3. Консультация логопедаЛогопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Самыми распространенными патологиями являются:• которая уздечка

    • гипотонус лицевых мышц и языка.

  4. Консультация детского психолога

Психолог проведет обследование речи малыша и выявит его отклонения от норм. Также он поможет разобраться, есть ли психологические причины отсутствия речи.

Советы доктора Комаровского

  • Обследуйте ребенка на наличие физических и неврологических нарушений.
  • Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
  • Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.

  • Старайтесь больше общаться с карапузом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
  • Проговаривайте действия, которые вы совершаете. «Сейчас мы покушаем и пойдем играть в мяч. Скоро придет папа и мы пойдем вместе гулять во двор».
  • Не ругайте малыша, если он молчит.

    Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только ухудшить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетки к общению позитивными эмоциями: улыбкой, похвалой.

Если малыш при виде вас начинает гулить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас мы пойдем купаться. Кто у нас любит купаться в теплой водичке с уточкой? Соня! Как уточка говорит, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!»

  • Поощряйте любые попытки карапуза заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать за взрослыми.
    «Би-би», правильно Игоречек, машинка сигналит «би-би».
  • Задавайте малышу открытые вопросы: что ты видишь на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
  • Читайте малышу детские стихи, сказки, пойте песенки.Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка!– А я так умею тоже! –Маме говорит Сережа.Губы трубочкой свернулИ вперед как потянул!– Посмотрите, как хорош! –

Я на слоника похож!

  • Разучивайте вместе скороговорки, чистоговорки, потешки.

***Серый волк под старой елкойДва часа зубами щелкал.Широко рот открывал,Но зайчишку не поймал.***Едет к бабушке Егорка:Забирается на горку,После горки – вновь низина.

Речка… Мостик выгнул спину.

  • Стимулируйте общение «молчуна» с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте сверстников в гости, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
  • Не предугадывайте желания своего чада. Дайте ему возможность заявить о них взрослых. Уточняйте его просьбы: какой ты сок будешь, яблочный или персиковый?
  • По возможности оградите малыша от стрессов.

Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать ему дома благоприятные условия для развития, тогда он непременно заговорит.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.